Черногория

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
Перейти к: навигация, поиск
Республика Черногория
[[Image:|125px|Флаг Черногории]] [[Image:|110px|Герб Черногории]]
Флаг Черногории Герб Черногории
Девиз: нет
[[Image:|250px|Карта Черногории]]
Столица Подгорица
Крупнейший город Подгорица
Официальный язык {{{официальный_язык}}}
Государственный строй республика
Территория
 • Всего
 • Воды (%)
 
13 812 км²
2,8
Население
 • Численность
 • Место в мире
 • Плотность
 
662 000
~159-е
48 чел./км²
Валюта евро €
Часовой пояс
 • Летнее время 

Домен интернета ..cg.yu
Телефонный код +381
Код автомобильного номера {{{авто_код}}}

Черногория - страна в Европе на Балканах на юго-западе омываемая водами Адриатического моря. На северо-востоке граничит с Сербией, на юго-востоке - с Албанией, на северо-западе - с Боснией и Герцеговиной, а также имеет небольшой участок границы с Хорватией.

Черногория - страна летнего пляжного отдыха. В отличие от соседней Хорватии, здесь много хороших песчано-галечных пляжей. Однако, в пик сезона - в августе - они переполнены. Весной и осенью по Черногории удобно путешествовать на автомобиле и осматривать многочисленные достопримечательности. Зимой в Черногории делать нечего - горнолыжные курорты имеются, но слабо развиты и труднодоступны из-за снежных заносов на дорогах.

Содержание

География

Города

Приморские курортные города

(перечислены с севера на юг - от границы с Хорватией до границы с Албанией):

История

Памятник партизану

Процесс заселения южных и прибрежных территорий Балкан славянскими племенами начался с викингов и правления Византии в шестом веке. Славянское государство Дукля (названная так по имени римского города Доклеа, находившегося недалеко от нынешней Подгорицы), было основано в начале VII века на территории бывшей Римской провинции Превалис, в границах и под формальным управлением Византийской империи.

С появлением славян демография и структура государственности Превалиса претерпела радикальные изменения. Дукля была расположена на компактной, изолированной территории в районе бассейна Скадарского озера, в окружении горных цепей. Этому региону суждено было стать базой для дальнейшего социально-политического и государственного развития Черногории, которое было, по сути, многовековой борьбой за независимость и автономность. Эта борьба стала отличительной чертой существования черногорского народа.

Поселившись на Балканах, славяне приняли христианство, что способствовало их этнической, культурной и политической интеграции с римлянами, иллирийцами и другим не славянским населением. Достоверные сведения о Дукле и ее правителях крайне скудны до момента прихода к власти князя Владимира (конец Х века). Легенда о князе Владимире и его мученической смерти описана в "Летописи Попа Дуклянина" XII века, а также в народных сказаниях и сохраняется в современных религиозных обрядах. Во времена правления Воислава – племянника Владимира, Дукля одержала большую победу над византийской армией у города Бар в 1042 году, что привело к дальнейшему усилению ее позиций. Эта победа заставила Византийского императора заключить союз с Михайло – сыном Воислава. Таким образом, Дукля первым из балканских государств получила суверенитет и независимость от Византии. Примерно с этого времени страна стала называться Зета – это наименование постепенно вытеснило прежнее в византийских источниках.

В 1077 году Михайло получил благословение на царствование от римского папы Григория VII, и Зета была провозглашена королевством. Его наследник Бодин (1083-1101) продолжил борьбу с владычеством Византии на Балканах, и за годы его правления территория и влияние Зеты распространились на соседние Рашку, Боснию и Болгарию.

После смерти последнего правителя из династии Владимира (называемой Воиславичами) начался период борьбы за трон, чем воспользовалась Византия, и в 1185 году Зета была присоединена к сербской области Рашка, находившейся под византийским контролем. При этом были разрушены все прибрежные города, кроме Котора. Сербская династия Неманичей, управлявшая Рашкой в составе своего "Королевства Диоклетии и Далмации", не изменила государственную систему, созданную ее предшественниками. В годы правления династии строились дороги с побережья в Сербию, развивалась торговля и ремесла, что привело к существенному прогрессу и повышению благосостояния прибрежных городов. Особую роль в торговле между странами балканского полуострова и Италией играл Котор.

Во второй половине XIV века Зета становится независимой от центральной власти в Сербии и продолжает свое существование как самостоятельное феодальное государство, сначала под управлением династии Балшичей, а затем – Црноевичей. Балшичи существенно расширили территорию своего государства в результате постоянных войн как со своими соседями – албанскими, боснийскими, сербскими феодалами, так и с набирающими силу Венецией и Турцией. С возрастанием власти Црноевичей Зета (или Черногория – это название появилось при их правлении) стала страной, чья государственная система представляла собой смесь феодального и общинно-родового строя. В этот период участились набеги турков. Территория страны уменьшалась, население отступало к горам Ловчен. Новой столицей уменьшившейся страны Иван Црноевич избрал Цетине, где построил свой дворец и монастырь. Цетине было суждено стать государственным и духовным центром черногорцев, поддерживающим их в стремлении к свободе в последующие пять долгих веков.

При финансовой поддержке сына Ивана Црноевича – Джураджа, в Цетине начал работу первый в южнославянских землях печатный дом. В 1493 году в свет было выпущено пять церковных книг, напечатанных на кириллице.

После непродолжительного царствования Джураджа страна попала под власть турок (1496 год). С 1513 года Черногория выделяется в особую административно-территориальную единицу в составе Османской империи, с высокой степенью автономии, имея свое правительство, судебные органы и постоянную армию. Такое положение в стране сохранялось до Кандийской войны (1645-1669 г.г.), после которой территория вокруг гор Ловчен вновь обрела полную независимость.

Верховная власть, как духовная, так и светская, принадлежала цетиньским Владыкам. Органами государственной власти являлись Общий черногорский сбор и Совет глав племен. На более низких уровнях руководство осуществлялось советами племен. В 1697 году черногорский сбор избрал владыкой Данило I – первого правителя династии Петровичей. Данило начал организованную борьбу за политическое и религиозное объединение страны, подрываемое межклановыми конфликтами и проводимой турками на границах страны исламизацией населения. 1712 год вошел в историю черногорского народа как год одной из величайших побед армии страны над боснийским визирем Ахмедом-пашой в битве у Царева Лаза.

Объединенная усилиями владыки Петра I Петровича (1784-1830 г.г.) – по многим мнениям самой выдающейся фигуры в Черногорской истории – страна встала на путь укрепления своего суверенитета. После серии больших побед над превосходящими по силе турецкими армиями в 1796 году влияние Турции было ограничено и Черногория стала де-факто независимым государством. Заслугой Петра I также было преодоление затяжного внутреннего кризиса: он объединил черногорские кланы, установил прочные связи с жителями побережья, находившегося под оккупацией Австрии. Им были изданы законы, обеспечивавшие уход от традиционной, клановой организации общества и введение современных государственных институтов и методов управления.

Петр II Петрович Негош (1830-1851 г.г.), известный поэт и философ, был последним правителем, сочетавшим светскую и духовную власти. Во время своего двадцатилетнего правления он продолжил успешное развитие Черногории, образовав органы судебной, административной и военной власти. В своих поездках по Европе Негош встречался со многими политическими лидерами, сановниками, известными людьми, способствуя формированию положительного внешнеполитического имиджа Черногории. Установление границ с Австрией, которого он смог добиться в 1841 году, привело к признанию Черногории ведущими мировыми державами как независимого государства, с определенными границами и территорией.

Преемник Негоша – Данило Петрович (1851-1860 г.г.) был первым светским правителем со времен Ивана Црноевича. При нем была освобождена значительная часть бывших черногорских земель. Князь Данило также уделял большое внимание налаживанию отношений с Западом. После большой военной победы над турками в Граховце (1858 год) и установлении государственных границ Черногории, которые были признаны крупнейшими государствами на Константинопольской конференции, страна официально закрепила свой суверенитет.

Никола Петрович (1860-1918 г.г.) унаследовал трон в годы, когда на европейской политической арене снова поднимался "восточный вопрос". Во время Восточного кризиса 1875-1878 годов Черногория одержала верх над османскими войсками в битвах при Волчьем Доле и Фундине. В результате этих побед черногорские политики достигли многих целей, в числе которых – полное международное признание страны на Берлинском конгрессе, возвращение городов Бар и Улцинь (что означало выход к морю), а так же городов Подгорица, Никшич и Колашин. Таким образом, Черногория увеличила свои территории, население и приобрела определенные экономические выгоды. При этом черногорцы проявили большую терпимость по отношению к местному населению, так что многие мусульмане и этнические албанцы остались жить в Черногории и получили все гражданские права и свободы. Многие представители этих групп населения заняли высокие позиции в органах государственного управления и на военной службе.

Борьба маленького черногорского народа, которому – единственному на Балканах – удалось успешно противостоять многовековому господству мощной Османской империи, принесла ему симпатию и поддержку остальной части Европы. В 1910 году, вспомнив папское благословение XI века, князь Никола провозгласил себя королем, а страна стала называться королевством.

В первую Мировую войну Черногория вступила сразу после ее объявления и воевала вместе с Сербией на стороне Антанты против Германии и ее союзников. После поражения сербской армии Черногория капитулировала, а король Никола 6 января 1916 года покинул страну. С окончанием войны, закончившейся победой стран Антанты, сербы подняли вопрос об объединении двух государств. 26 ноября 1918 года Великая народная скупщина Черногории приняла решение о низложении короля Николы и династии в целом. Острую критику вызвало бегство монарха и тот факт, что сын Николы, королевич Мирко, стал временным марионеточным правителем оккупированного королевства. Так династия Негошей-Петровичей оказалась скомпрометирована в глазах собственного народа и своих союзников. Королю и членам его семьи был запрещен въезд на территорию страны. Впервые за многовековую историю имя Черногории исчезло с политической карты Европы, страна стала частью Королевства сербов, хорватов и словенцев (с середины 20-х годов – Королевства Югославии).

Умер последний король Черногории 16 февраля 1921 года в городе Антиб на юге Франции. Похоронен в русской церкви итальянского города Сан-Ремо. В 1989 году останки короля Николы и королевы Милены были перевезены в Черногорию и 1 октября торжественно перезахороены в Цетине.

Власти Югославии делали попытки подавить недовольство многих черногорцев своим положением в составе Королевства путем изменения административно-территориальной организации региона – образованием так называемых губерний и введением должностей губернаторов. Однако эти изменения не имели должного эффекта и политические конфликты становились все более острыми.

Сразу же после начала второй мировой войны страна подверглась нападению Италии. Во время войны 10% населения Черногории было убито в сражениях с оккупантами и местными националистическими и фашистскими отрядами. Свободолюбие черногорского народа широко проявило себя во время вооруженного народного восстания 13 июля 1941 года, внесшего огромный вклад в антифашистское движение в Югославии. Борьба с фашизмом во время войны позволила Черногории восстановить свой государственный статус и в 1946 году она стала одной из шести равноправных республик социалистической Югославской федерации.

Характер внутриполитической системы федерации в ранний послевоенный период делал конституционные и юридические возможности республик, включая Черногорию, больше формальными, чем реальными. Но в 70-х годах началось значительное движение к децентрализации и демократизации, которое усилило позиции республик. Однако в результате смерти Иосипа Броз Тито, сосредоточившего в своих руках всю власть в стране, неспособность и неготовность республиканских лидеров начать ряд политических реформ и демократическим способом решить вопрос о сохранении или роспуске федерации привели к тому, что Югославия была охвачена кровавой гражданской войной, завершившейся в начале 90-х годов отделением Хорватии, Словении, Македонии и Боснии и Герцеговины.

В 1992 году Черногория вместе с Сербией образовали новое государство – Союзную республику Югославия. Однако из-за разногласий между республиками СРЮ просуществовала чуть более 10 лет и была ликвидирована 4 февраля 2003 года. В этот же день провозглашено образование Государственного сообщества Сербии и Черногории. Обе республики стали независимыми государствами, но с некоторыми ограничениями. Так, созданы общий парламент и правительство из пяти министерств: иностранных дел, обороны, экономики, международных экономических связей, защиты прав человека и меньшинств. Через три года каждая из стран - участниц Сообщества может провести референдум о полной независимости.

Государственные и общественные праздники

  • 1-2 января - Новый год
  • 6-7 января - Православное Рождество
  • 27 апреля - День Государственности
  • апрель-май (дата непостоянна) - православная Пасха
  • 1-2 мая - День труда
  • 9 мая - День Победы
  • 4 июля - День партизана
  • 13 июля - День восстания
  • 29-30 ноября - Дни республики.
Если праздник приходится на субботу или воскресенье, то последующие понедельник и втор­ник - нерабочие дни.


Памятка туриста

Пожарное депо в Перасте

Телефоны оперативных служб

  • Полиция - 92 (бесплатно)
  • Пожарные - 93 (бесплатно)
  • Скорая помощь - 94 (бесплатно)

Санитарная обстановка

Санитарная обстановка благоприятная. В гостиницах можно чистить зубы, используя воду из-под крана. При острой необходимости воду из-под крана можно пить, она специально обеззараживается.

Преступность

Уличная преступность практически отсутствует, но отлучаясь из автомобиля, запирайте его и не оставляйте на видном месте в салоне фотоаппараты, дамские сумочки и другие ценные вещи. Кроме того, забыв ценную вещь в кафе или магазине, вы вряд ли когда-либо увидите ее вновь.

Местные обычаи и нравы

  • Черногория - православная страна. Посещая церкви и монастыри, будет лучше соблюдать положенную в этом случае форму одежды: женщины должны быть с покрытой головой, закрытыми плечами и в юбке ниже колен; мужчины - не в шортах и майке. Но строго за этим не следят. Единственное, пожалуй, исключение - монастырь в Цетинье, где, впрочем, при входе вы можете взять необходимые предметы одежды.
  • В Черногории применяются два вида письменности: латиница и кириллица. Латиница используется, большей частью, на побережье, кириллица - во внутренних районах страны.
  • Незначительное число населения - даже в туристическом бизнесе - знают английский или русский языки. Но русский и сербский языки похожи, поэтому понять друг друга можно без труда. В крайнем случае можно написать слово или предложение на бумаге - слова очень схожи.

Таможенные правила и ограничения

  • Ввоз алкогольных напитков и табачных изделий лимитируется. Единовременно одно лицо может ввозить на территорию Черногории:
• Табачные изделия лицами старше 16 лет - 200 штук сигарет, или 100 штук сигарилос, или 50 штук сигар, или 250 грамм табака.
• Алкогольные напитки лицами старше 18 лет - 1 литр крепкого спиртного или 2 литр вина.
  • Валюту можно ввозить без ограничений, а вывозить не более 500 евро на человека, если при ввозе валюта не была задекларирована.

Посольства

Виза

По состоянию на 01 февраля 2006 года для пребывания в Черногории менее 30 дней въездная виза не требуется гражданам стран, входящих в Шенгенское соглашение, а так же: Австралии, Албании, Андорры, Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Великобритании, Венгрии, Израиля, Ирландии, Канады, Кипра, Латвии, Литвы, Лихтенштейна, Македонии, Мальты, Молдавии, Монако, Новой Зеландии, Польши, России, Румынии, Сан-Марино, Словакии, Словении, США, Украины, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Японии.

Транспорт

Аэропорт в Тивате

Как доехать

  • Самолетом

Налог на вылет

При вылете после регистрации билетов в аэропорту взимают "Налог на вылет", который на международных линиях равен 15 евро с билета. Не забудьте оставить необходимую сумму. С детей берут тоже!

В Черногории два аропорта, принимающих международные рейсы:
• Аэропорт в Подгорице (62 км от Будвы, 65 км от Бара) принимает регулярные и чартерные рейсы из Белграда, Берлина, Будапешта, Вены, Любляны, Рима, Франфуркта и Цюриха.
• Аэропорт в Тивате (20 км от Будвы, 20 км от Герцега-Нови, 58 км от Бара, 73 км от Улциня, 80 км от Подгорицы) принимает регулярный рейс Белград - Тиват, а во время туристического сезона - 1-2 раза в неделю чартерные рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга (Россия), Киева (Украина), а так же Берлина (Германия) и некоторых других европейских городов (каждый сезон по-разному).
  • Автобусом
• В Черногории хорошо развито автобусное сообщение между всеми приморскими городами, а так же с Белградом (Сербия). В летнее время от приморских городов до Белграда курсирует много ночных автобусов.
• В летнее время украинские туристические фирмы приблизительно раз в неделю организуют чартерные автобусные перевозки из Киева и Львова.
  • Поездом
На линии Бар - Белград
• Беспересадочное железнодорожное сообщение Черногория имеет только с Сербией. На линии Бар - Подгорица - Белград в летнее время ежедневно курсируют 4-5 поездов, некоторые из которых ночные и имеют спальные вагоны и вагоны для перевозки легковых автомобилей. Время в пути около 9-15 часов.
• На линии Подгорица - Шкодер (Албания) - Тирана (Албания) пассажирского сообщения нет, но оно планируется.
  • По морю
• Регулярное паромное сообщение осуществляется с Италией на линиях Бар - Бари и Бар - Анкона.

Пограничные переходы с сопредельными странами

Прокат автомобилей

На границе с Хорватией

Автомобили напрокат предоставляют местные небольшие фирмы, некоторые из которых работают под маркой крупных прокатных сетей "AVIS" и "Hertz". Стоимость аренды во всех фирмах примерно одинакова и составляет 35-50 евро в зависимости от срока аренды за самый дешевый автомобиль. Банковские карточки не требуются: как правило, берется залог 150-200 евро. Автомобиль может быть как новым, так и с внушительным пробегом около 100 000 км - разницы в цене нет. Все автомобили, как правило, застрахованы без франшизы, поэтому в случае даже мелкого ДТП, а так же повреждения автомобиля на стоянке в ваше отсутствие, обязательно вызывайте полицию. В небольших курортных городках можно не обнаружить специализированной прокатной конторы с вывеской "Rent-a-car". В этом случае заходите в любое турагенство или гостиницу - все они имеют договора с прокатными конторами, комиссия или чаевые за эту услугу не полагаются. В августе может случиться так, что на ближайшие 2-3 дня не будет свободных машин, даже максимально дорогих.

О возможности поездки в сопредельные страны на взятом в прокат автомобиле уточняйте в прокатных конторах. В частности, для поездки в Сербию необходима отдельная доверенность, разрешающая выезд, для поездки в Хорватию - дополнительная страховка. Кроме того, постоянно меняются пограничные правила сопредельных государств.

Некоторые правила дорожного движения

• Скорость не выше: на застроенной территории - 40 км/ч, на шоссе - 80 км/ч, но лучше ориентироваться по дорожным знакам.
• Все в автомобиле должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
• Содержание алкоголя в организме допускается в минимальных количествах (0,5 промилле), т.е. пить за рулем нельзя вообще. Черногория - одна из немногих европейских стран, где за обедом или ужином в кафе или ресторане водители не заказывают себе пива и вина.
• Водителю нельзя пользоваться во время езды мобильным телефоном, держа его в руке (без "hands free").
• В целях собственной безопасности двигайтесь с включенным ближним светом.
  • Автострад и платных дорог (кроме туннеля "Sozina") в Черногории нет. Узкие и извилистые шоссе имеют по одной полосе движения в каждую сторону, включая приморское шоссе и дорогу Подгорица-Белград. На отдельных участках встречается третья полоса для обгона. Единственным современным транспортным сооружением является открытый в 2004-2005 году четырехкилометровый тоннель "Sozina", соединивший коротким путем город Бар с Подгорицей. Проезд в один конец - около 2-2,5 евро за легковую машину. Во внутренних районах на многих дорогах едва разъедутся встречные машины. Летом на приморском шоссе в районах курортных городков могут образовываться заторы. На шоссе Подгорица-Белград можно долго ехать за тихоходным грузовиком, не имея возможности его обогнать. На других шоссе движение слабой интенсивности. Дорожное покрытие, как правило, хорошего качества. В горных районах на дорогах могут валяться куски горных пород. Гужевого движения в Черногории нет, но в сельской местности по дорогам может гулять крупный и мелкий домашний скот. В ночное время будьте внимательны: черногорцы паркуют грузовики и трактора на обочине таким образом, что задняя часть машины выступает на проезжую часть. Соответствие дорожного покрытия на карте и на местности, как правило, соблюдается, за исключением непроезжей горной дороги Жабляк-Плужине, на некоторых картах обозначенной как дорога с твердым покрытием. Путешествуя по Черногории на автомобиле, не стоит рассчитывать на среднюю скорость передвижения более 60-70 км/час.
Типичное шоссе в Черногории
  • Перед поездкой во внутренние районы обязательно заправьте полный бак автомобиля топливом. В провинции заправок мало: например, на 70-ти километровом шоссе Мойковац-Жабляк нет ни одной. Кроме того, заправки могут быть закрыты в ночное время.
  • Парковки в городах и у достопримечательностей в Черногории бесплатные. Кроме того, имеются платные более-менее охраняемые стоянки. Лишь в двух местах платным стоянкам нет удобной альтернативы: перед Городскими воротами средневекового города Котор (стоянка на набережной 0,6 евро в час) и у пляжа в городке Святой Стефан (платный въезд на набережную - 1 евро в час; на узкой дороге, ведущей к пляжу, парковка запрещена).
  • Манера движения черногорских водителей не агрессивная, но пропускать пешеходов или встраивающийся в поток автомобиль не принято. Необходимо быть предельно внимательным на участках горных дорог с ограниченной видимостью: часто водители идут на рискованные обгоны, и, если встречная машина, т.е. вы, не притормозите, может произойти авария.
  • Стационарный пост дорожной полиции в Черногории один - на приморском шоссе у ответвления на Подгорицу недалеко от Петровца. Дорожные полицейские, в основном, несут службу в патрульных машинах, спрятавшись в кустах с радаром на редких прямых участках дорог, тормозя заодно нарушителей дорожной разметки. Тем не менее, Черногория - редкая страна в Европе, где труд дорожных полицейских виден наглядно: они всегда там, где нужны - разруливают пробки, оформляют ДТП.

Гостиницы

Отель "Святой Стефан"

Места проживания туристов условно можно разделить на три категории:

крупные отели отреставрированы и соответствуют среднеевропейскому уровню. Все они, как правило, находятся на берегу моря, но своего пляжа (за исключением отеля "Святой Стефан") не имеют.

Бронируйте заранее

В августе в пик туристического сезона сложно найти хорошие апартаменты или комнаты рядом с морем!

частные виллы и апартаменты. На домах, где есть свободные апартаменты или комнаты, висит табличка "СОБЕ". С такой же табличкой на обочинах шоссе стоят люди, желающие сдать комнату. Кроме того, в любом курортном городке можно обратиться в местные турагенства. Но учтите: в воскресенье они могут быть закрыты. Цены на частное жилье колеблются в диапазоне 5 – 15 евро на человека в сутки, однако, при бронировании через российских турагентов эти суммы будут как минимум вдвое выше. Номера на виллах представляют собой одну – две комнаты с кухней и санузлом с душем. Смена белья и уборка производятся раз в неделю. Выносить мусор и мыть посуду придётся самостоятельно. Понятие «звёздности» в отношении вилл хотя и применяется турагентами, но ни о чём не говорит. Главным критерием при выборе виллы является её удалённость от моря. Особенностью черногорских прибрежных посёлков является их расположение на склонах спускающихся к морю гор. Поэтому даже 200 метров от моря вполне могут обернуться утомительным подъёмом вверх.
небольшие новые частные отели. Уборка номеров, завтрак, цены на размещения и т.п. - как в крупных отелях. Но по расположению могут находиться далеко от моря.

Еда

В рыбном ресторане на реке Бояне

В курортных городках множество небольших кафе, предлагающих сплошной «фаст-фуд»: пиццы, выпечку, сосиски, супы. Однако всё это приготовлено, в основном, из свежих продуктов. В Черногории нет «Макдоналдсов», «Бюргер Кингов» и прочих подобных заведений.

Черногорской национальной пищи как таковой не существует.

В окрестностях Скадарского озера и на берегу северного рукава р.Бояны расположены небольшие рыбные ресторанчики, где готовят блюда из свежевыловленной рыбы. Килограмм речной рыбы «1 класса» стоит 24-26 евро. Официант прикатит для Вас целую тележку свежей рыбы – выбирайте! Обязательно закажите уху. Её подадут Вам в медном котелке.

Покупки

Цены на продукты питания несколько ниже, а на фрукты и сувениры существенно ниже, чем в Западной Европе. Магазины качественной одежды и обуви в Черногории можно встретить редко. В основном они находятся в городе Будве и за крепостными стенами Котора.

В Черногории большой выбор самодельных музыкальных и видеодисков с записями: 1 евро за CD и 3 евро за DVD-диск.

Из сувениров популярны у туристов кружки и футболки с изображениями символики бывшей Югославии и её президента Иосипа Броз Тито.

Импортные сигареты, продающиеся и в магазинах и торговцами на улице, в основном все контрабандные: без акцизных марок и с надписью «Только для продажи в дьюти-фри». Цены на сигареты таковы: местного производства, не отличающиеся высоким качеством, стоят 0,5-0,6 евро за пачку; сигареты известных марок, произведённые по лицензии в Сербии – 1-1,2 евро за пачку; а контрабандные оригинальные сигареты - 1-1,5 евро.

Развлечения

Достопримечательности

Экскурсионные маршруты

Остров Святого Николая

Фотографии Черногории - здесь

Информация в интернете

  1. Сайт туристической организации Черногории
  2. Черногория.ру - сайт русских, живущих в Черногории

Рассказы о поездках

  1. Петровац и окрестности
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты