Санкт-Петербург неизвестный, и ещё более неизвестные окрестности

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
Версия от 05:25, 8 октября 2006; Sysop (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Когда я был маленьким, мама купила мне билет в купейный вагон и отправила к родственникам в Ленинград. Дело было ранней весной, и город запомнился мне маятником Фуко в Исаакиевском соборе, Крейсером «Аврора», новой дяди-Бориной радиолой, с которой он буквально сдувал пыль, моей кроватью в огромной квартире на канале Грибоедова и очень вкусной сдобной соломкой, которую я уплетал на нижней полке по дороге назад в Москву.

Когда я подрос и поступил в институт, мой тренер купил мне билет в купейный вагон и отвёз в Ленинград на первенство ВУЗов по плаванию. Дело было снежной зимой, и город запомнился мне бассейном первого «меда» на Петроградской стороне, слякотью, жуткими ветрами на берегу Финского залива у гостиницы «Прибалтийская» и моей заблёванной кроватью в общежитии на улице Рентгена. Когда я ещё подрос, вернулся из армии, женился, и моей дочке стало лет шесть, турфирма купила билеты в купейный вагон и со всем семейством отправила меня в Ленинград, чтобы через час на автобусе отбыть в Хельсинки на экскурсию. Дело было ранним утром 4 января, и город мне запомнился лёгким морозцем, обшарпанными стенами гостиницы «Октябрьская» и тем, что стал называться Санкт-Петербургом. Потом я перестал расти, у меня родился сын, и дабы не подвергать его неокрепший организм вредному солнечному излучению средиземноморских стран, я сам купил билет в купейный вагон поезда Москва-Хельсинки и всем, уже увеличившимся семейством, отправился в Финляндию отдыхать в коттедже на озере. Но мой путь опять пролегал через Ленинград! На этот раз дело было ранним летним утром, поезд шёл по окраинам Питера, и город мне запомнился заспанными тружениками Большой и Малой Охты, спешащими на электричку, и силуэтами Александро-Невской Лавры.

В общем, вопрос о кардинальном, продолжительном и всеобъемлющем знакомстве с Санкт-Петербургом, всё чаще и чаще беспокоил мой мозг. Сначала я нудил своим друзьям, ну кто же составит мне компанию, потом перешёл в наступление: «Ты со мной поедешь в Питер!», но никто не соглашался и я почти забыл об этой навязчивой идее, пока в одно прекрасное воскресное утро моя уже изрядно повзрослевшая дочь не заявила в ультимативной форме: «Папа! Мне пора паспорт получать, а я так и не видела белых ночей». Была у меня мысль купить билет в купейный вагон, но, недолго думая, я от неё отказался. Полистав журнал «Путь и водитель», выдрал из него статьи про Великий Новгород, крепость Копорье и линию Маннергейма, и, прихватив с собой советскую ещё карту Ленинграда, в ближайший вторник мы с дочкой на машине отправились в путь. Как следует подготовиться и всё изучить, не удалось, а потому решили путешествовать, сколько влезет, планы на день обсуждать с утра, и ни о чём не жалеть. В финансах меня ограничивал только здравый смысл, которого, как оказалось, у питерских хотельеров, похоже, нет вовсе.

Трасса Е-95. Крестцы

Итак, мы выехали из Москвы часов в одиннадцать утра, по ходу дела решив кое-какие бытовые проблемы, как-то: сдали назад в магазин не подошедшие по размеру моей тёще подштанники шестидесятого размера, и купив минералки в дорогу. Трассу Е-95 (по-новому Е-?) подробно описывать не буду – не достойна она того. Я, по наивности, считал, что между двумя столицами дорога должна состоять на всём протяжении как минимум из двух полос в каждую сторону… Не тут-то было! До Твери, в которую я советую заехать всем, кто путешествует не из Москвы, трасса ещё, куда ни шло, но дальше после объездной Тверской дороги начинается трёхрядное шоссе и здесь для обгонов очень пригодится хороший глазомер и хладнокровие. К счастью, всё больше водителей понимают, что в движении надо включать ближний свет (а не подфарники!) в любую, а тем более солнечную, погоду. Фуры идут примерно с одинаковой скоростью около 100 км/час и держат между собой нормальную для их обгона дистанцию. От скуки мы с дочкой изучили всю географию России по номерам этих фур: не встретились нам только грузовики из восточно-сибирских регионов. Интересно, что из Питера в Россию около 30% тягачей – импортные автовозы, везущие новенькие иномарки, а вот обратно редкие старые «КАМАЗы» везут всякое говно типа «вазовских» четвёрок, девяток и даже голых кузовов.

Не доезжая до Твери, почти сразу за поворотом на Завидово – очень красивый участок дороги по дамбе Иваньковского водохранилища. Если позволит время, заверните в город Торжок Тверской области. Поезжайте неспеша по его улицам, перекусите в кафе или просто купите чего-нибудь в местном магазине. Не правы дорожные знаки: «Транзитное движение через город N запрещено». Разрешено оно, для Вашей души и для таких небольших городков очень даже нужно. А Торжок, между тем, был одним из первых городов Российской Империи, жители которого наряду с Москвой, Вильнюсом, Саратовым и Ставрополем ещё 145 лет назад в 1860 году пользовались водопроводом. Даже в Санкт-Петербурге водопровод был устроен несколько позже.

Зоопарк на заправке

От Торжка до Питера есть на трассе ещё два интересных места: в Тверской области – автозаправка с маленьким зоопарком после г.Вышнего Волочка и километрах в 15-ти после деревни Бахмара - там живёт медведь; и в Новгородской области на полпути от г.Валдая к Великому Новгороду - село Крестцы, жители которого торгуют пирогами и чаем из пыхтящих самоваров прямо вдоль дороги. Когда-то в селе работала мебельная фабрика, был колхоз. Сейчас есть местный фермер, но устроиться на работу к нему непросто. Весь цветной металл в округе почти уже сдали, но люди не отчаиваются – нашли новый способ заработать, правда, с ужасом ждут каждый год холодов – тяжело зимой стоять на морозе.

А вот город Валдай Новгородской области произвёл неприятное впечатление. Вроде и место красивое – на берегу большого озера – а пообедать с видом на него негде. Правда, любителям «потустороннего» небезынтересно, наверное, будет посетить Иверский монастырь, поворот на который километрах в пяти, не доезжая до города, со стороны Москвы. Однако упомянутые недостатки шоссе всё-таки позволяют без особых усилий поддерживать среднюю, с учётом остановок на «пописать-покушать», скорость 70-80 км/час. По трассе можно ехать и резвее, но изредка в деревнях сидят в засаде ГАИшники с радарами, и не в деньгах даже дело, а останавливаться лень. Поэтому проще снизить скорость: как говорится, тише едешь, дальше будешь. На самих пикетах вдоль этой дороги служивые проявляют полное равнодушие к легковым автомобилям, да и фуры тормозят одну из двадцати. Но больше всего меня удивило поведение ГАИшников на постах в Новгородской области: стоят, отвернувшись от проезжей части (!) и треплются о чём-то своём. Или у них детей под лавкой нет? Знали бы их жёны, чем мужья на работе занимаются. В-общем, я чуть сам добровольно не остановился, дабы пристыдить их и дать «стольник» на пиво. Одним словом, если Вы не профессионал-дальнобойщик, а просто путешественник, не спешите в тот же день очутиться в Питере. Преодолеть всю дорогу сразу Вы успеете на обратном пути, когда ни денег на лишний ночлег, ни желания, скорее всего, не будет.

Остановитесь на денёк, как и мы, в Великом Новгороде. Гостиниц в нём достаточно, да и посмотреть есть на что… Переночевав в Великом Новгороде и осмотрев ближайшие окрестности, через два-три часа пути мы въезжали в Санкт-Петербург по Московскому шоссе. Забегая вперёд, скажу, что на этот раз город запомнился мне грандиозным строительством окружной автомобильной дороги. В дальнейшем она преследовала меня всюду: и при поездке в крепость Копорье, и при знакомстве с Кронштадтом и Шлиссельбургом, и при путешествии на теплоходе на остров Валаам. Даже в бывшем финском городе Кексгольме (ныне Приозерске) я про неё вспомнил: вот, думаю, финны у себя такие дороги давно бы уж построили.

Дорожное движение

Как московского водителя, кроме того, много колесившего и за рулём и пассажиром по Европе, Азии и Африке, меня сразу удивил порядок и вежливость петербургских драйверов. На Московском проспекте при наличии дорожной разметки они ехали строго в своём ряду, при малейшем намёке на перестроение по-европейски пропускали друг друга через одного. Но как только мы все вместе въехали в центр, где разметка отсутствует почти полностью, дорожное движение стало напоминать Каир. Повернуть из второго ряда – это в порядке вещей: поворачивают из третьего, и даже из четвёртого, и не только поворачивают, но и разворачиваются! В-общем, быстро смекнув, что к чему, я оказался на встречном движении на какой-то площади «со львами» в центре Питера. Добродушного ГАИшника, который поспешил мне на помощь, я выручил ста рублями, получив в придачу ещё кучу ценных советов, как себя вести на дорогах Петербурга, и озадачил рассказом о спокойном московском движении. «Но у вас же такие скорости!» - с удивлением молвил тот и отпустил восвояси. «И такие деньги за выезд на встречку!» - с удивлением подумал я и прибавил скорость. В-общем, всем, кто хочет потренироваться в стремительных «полицейских» разворотах - добро пожаловать на узкие Питерские улицы и, лучше всего зимой! (Для дураков поясню: этого делать не надо - ЭТО ШУТКА).

Когда я был маленьким, главным критерием большого города для меня было наличие пешеходных подземных переходов. В Питере их нет! Не видел я ни одного, если не считать совмещённых или расположенных рядом с входами в метро. Но город большой. Не знаю, больше ли Парижа, но красивее точно! Триумфальных ворот в городе двое. Одни Нарвские – памятник Отечественной войне 1812 года. А, другие Московские, читая на которых: «Возведены … в честь усмирения поляков», я тихо злорадствовал, вспоминая свою тёщу – польку.

Малоизвестное интересное

Как я уже писал, в Санкт-Петербург мы отправились неожиданно, и всю дорогу я думал, а что же посмотреть самому и показать дочери? Из необычных детских воспоминаний запомнились некоторые станции Ленинградского метро, на которых двери, как в лифте: подъезжает поезд, и одновременно открываются двери в вагоне и на станции. Такого больше нет нигде в мире. По крайней мере, под землёй для всеобщего пользования. Таких станций три: «Парк Победы» (1961 г.), «Московская» (1969 г.) и «Звёздная» (1972 г.). Их строили в 1960-70-е годы, но даже коммунисты не смогли заставить всех машинистов каждый раз останавливаться точно, чтоб двери совпадали, и от дальнейшего строительства таких станций пришлось отказаться. А из наиболее красивых посетите станции «Автово» и «Кировский завод».

Насмотревшись «прекрасного» и не отдаляясь от железнодорожной тематики, мы двинулись на бывший Варшавский вокзал. Сейчас он переоборудуется под развлекательный комплекс, вовсю кипит строительство, но за ним, на путях разместилась экспозиция странствующего Музея Октябрьской железной дороги. Коллекцию начали собирать давно, раньше она находилась на ж/д станции «Шушары» (Бродячая Камера, альбом 112). Затем её перевезли на Варшавский вокзал, но теперь эти земли проданы, и музей доживает последние дни. Конечно, в металлолом паровозы не сдадут, но будь я Председателем ОАО «РЖД» забрал бы их к себе на дачу, по крайней мере, что б прокурор знал, где их искать и с кого спросить.

После посещения железнодорожного музея я решил: будем ездить с дочкой там, куда не возят обычных экскурсантов. То есть Кунсткамера и колоннада Исаакиевского собора – это ещё для нас, а вот Эрмитаж, Петродворец, Павловск и тому подобные достопримечательности и она, и я в жизни, дай Бог, посмотреть ещё успеем. Петропавловская крепость была рядом, и если проспите гостиничный завтрак, идите туда покушать блинов и попить кофе. Из интересного тут есть (по крайней мере, летом) выставка восковых фигур, которая почему-то называется: «Загадки истории» и прогулка по крепостной стене. Кроме того, тут находится Монетный Двор, где до недавнего времени чеканили советские (и российские - ?) монеты. С лужайки за стеной Петропавловки, можно отправиться в 15-20 минутный полёт на вертолёте над Питером. Стоит это удовольствие 1000 или 1500 рублей с человека, но мы, как всегда, прозевали: пока были деньги – не было геликоптера, а как деньги подошли к концу – он тут, как тут. Возвращаясь «к нашим баранам», скажу, что белые ночи мы, конечно, застали. Думаю, продавцы электричества их ненавидят, но простым гражданам, польза огромна. Светло и спать совершенно не хочется! Накатались мы на корабликах вдоль и попёрёк по Неве и по каналам, насмотрелись, как разводят и сводят мосты. Да и вообще, отправляясь в это время куда-то из Питера, волноваться не стоит: в темноте не заблудитесь, разбойники не нападут, а капитан корабля не врежется в берег.

Гостиницы

Далее мой рассказ, так или иначе, будет связан с водой. Если у Вас есть 120 USD на двоих за каждую ночёвку в Санкт-Петербурге, не раздумывая, заселяйтесь в одноимённую гостиницу в номера с видом на Неву. Если у Вас таких денег нет, селитесь либо у родственников, а лучше всего, идите на Московский вокзал к квартирным агентам, что бы снять комнату. Цены на гостиницы в Санкт-Петербурге по соотношению «цена-качество» не приснятся даже Соросу. Причём, мелкие гостиницы – бывшие коммуналки на этажах, и с видом во двор-колодец – просят по сто баксов за двухместный номер! Зайдя в одну из новых 4-х звёздочных гостиниц где-то в центре, я был ошарашен тем, то «двухместных номеров по 428 евро в сутки на ближайшие дни не предвидится». В-общем, будьте проще, господа. По моему опыту, самая лучшая гостиница – это «Санкт-Петербург». Расположена она рядом с Петропавловской крепостью, напротив Крейсера «Аврора», вид из окон – а надо брать именно с видом на Неву – замечательный, и стоит: 3080 рублей за «советский» 2-х местный номер, и 4100 – за номер «с евроремонтом». Есть в гостинице комнаты и подешевле, за 2000 рублей, но с видом во двор на большой офисный центр, а потому, ценности никакой не имеющие, и уж лучше поселиться поближе к центру, выбрав за эти деньги целую квартиру у бабушек на Московском вокзале. В гостинице «Советская» уровень цен такой же, расположена она всё-таки ближе к центру, но шикарного вида на Неву не имеет. Из дорогих, но отстойных гостиниц назову «Прибалтийскую», находящуюся чёрти где, зато с видом на Финский залив, и гостиницу «Москва», которая расположена в самом конце Невского проспекта рядом с Александро-Невской лаврой. Но Вы ж не будете каждое утро туда молиться бегать! А до центра Питера оттуда даже на машине минут двадцать езды.

Не могу не упомянуть и гостиницу «Речную». Это просто артефакт какой-то. Стоит на берегу Невы рядом с Речным вокзалом. Вид из окон на речку. От центра далеко. Многоэтажная. Остатки былой роскоши сохранились. Дородные тётки на «ресепшене» живы. Горячая вода, утверждают, отключена не только у них, а и во всём Невском районе (интересно, и в «150-баксовой» гостинице «Москва» тоже?). Завтраками не кормят «в принципе» (наверное, выпускники советских кулинарных техникумов всё-таки захлебнулись в котле с манной кашей – см.статью про Великий Новгород). Итак, кто больше?! Сто рублей за ночь… - Двести… - Хрен там! Не продано. Хотят две пятьсот и ни копейкой меньше! Вот фото: полюбуйтесь на них – страна должна знать своих героев, которые за три рубля не отдаются.

Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

Из малоизвестных музеев советую посетить подводную лодку Д-2 «Народоволец». Стоит она на Васильевском острове на Наличной улице между Средним и Малым проспектами. Точный адрес: Шкиперский проток, 10. Однако стоит она суше, рядом пристроено одноэтажное здание входа в музей и служебных помещений. Экскурсии проводятся в начале каждого часа и они весьма познавательны: Вам расскажут, как устроены подводные лодки, почему они погружаются и всплывают и ещё много интересного. Этот мемориальный комплекс открыт в 1994 году и является филиалом Центрального Военно-Морского музея. Гиды – бывшие подводники. Внутри воссоздана обстановка времён Второй мировой войны. Вы увидите, в каких адских условиях служили тогда моряки. Экипаж состоял из 53 человек, включая 10 офицеров. «Народоволец» одна из первых советских подводных лодок. Она дизель-электрическая. Была заложена в 1927 году на Балтийском заводе в Ленинграде, спущена на воду 19 мая 1929 года. В 1934 году лодку переименовали в «Д-2» по первой букве названия головной подводной лодки этой серии «Декабрист» (Д-1). Во время Великой Отечественной Войны участвовала в четырёх боевых походах, потопила 1 корабль противника – военный транспорт «Якобус Фритцен», повредила железнодорожный паром «Дойчланд». Как говорят в музее, возможно, лодка потопила ещё два судна. В августе 1956 года лодка была выведена из боевого состава флота и стала использоваться как учебно-тренировочная станция (отсюда новое название УТС-6), в марте 1987 года исключена из списков плавсредств ВМФ и в июле 1989 после ремонта установлена в качестве памятника. Внутренние помещения открыты для осмотра 2 сентября 1994 года. Максимальная глубина погружения субмарины была 90 метров. Под водой лодка могла пройти всего 158 миль, а в надводном положении – ни много, ни мало 8950 миль. Так происходит потому, что под водой лодку толкают электродвигатели, дизеля работать не могут – им нужен воздух. Каждые 72 часа лодке необходимо всплывать для зарядки аккумуляторов. В это время один из дизельных двигателей толкает лодку, а другой заряжает аккумуляторы. Лодки этого проекта были первыми русскими подводными лодками, раздёленными на отсеки. Всего отсеков семь. Тучным людям будет трудно пролезать через лазы, но ничего не поделать. К сожалению, недавно экскурсанты сломали перископ, теперь в него не поглазеешь.

Автор: Леушев Валерий (Москва), август 2005 года

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты