Канал имени Москвы
Канал имени Москвы - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около Дубны, и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города Москвы. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории Московской области и Москвы и имеет три основных участка:
- Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в Икше. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды Московского моря (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет 32 метра, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала Угличского водохранилища - 38 метров;
- Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом с гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.
- Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
- Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. По этому участку пассажирское судоходство практически не осуществляется, только грузовое.
История канала
По легенде, соединить Москву-реку с Волгой планировалось еще при Петре I.
Расстояния:
Шлюз №7 - шлюз№1 = 122 км
Долгопрудный – шлюз №6 (Икша) = 34 км
шлюз №6 – шлюз №5 = 2,5 км
шлюз №5 – шлюз №4 = 7,5 км
шлюз №4 – шлюз №3 = 4 км
шлюз №3 – шлюз №2 = 43 км
шлюз №2 – шлюз №1 = 16,5 км
шлюз №1 – Угличский шлюз = 145 км
Угличский шлюз – впадение Волги в Рыбинское вдхр. = 80 км
Впадение р. Волги в Рыбинское вдхр. – о. Святовский мох = 20 км
от Московского моря и шлюза №1 до шлюза №2
Иваньковская гидроэлектростанция около Дубны
Нижний бьеф шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - Угличское водохранилище
Нижние ворота шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - выход в Угличское водохранилище
Автомобильный туннель (слева) под шлюзом №1 Канала имени Москвы около Дубны
Троссовая паромная переправа №1 в Тверскую область через Канал имени Москвы около Дубны
от шлюза №2 до шлюза №3
Автомобильный мост у Татищева между шлюзом №2 и Дмитровом
от шлюза №3 до шлюза №4
от шлюза №4 до шлюза №5
от шлюза №5 до шлюза №6
шлюз №6 и Икшинское водохранилище
Пестовское водохранилище
Пяловское водохранилище
Клязьминское водохранилище
Химкинское водохранилище и шлюз №7
Северный речной вокзал Москвы