Северная Двина
Leo (обсуждение | вклад) |
Leo (обсуждение | вклад) |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
'''Северная Двина''' - река длиною около 750 км, протекающая на севере Европейской части [[Россия|России]] через всю [[Архангельская область|Архангельскую область]] с юго-востока на северо-запад. | '''Северная Двина''' - река длиною около 750 км, протекающая на севере Европейской части [[Россия|России]] через всю [[Архангельская область|Архангельскую область]] с юго-востока на северо-запад. | ||
− | [[Изображение:Ru s dvina 08.JPG|thumb|right| | + | [[Изображение:Ru s dvina 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Северная Двина недалеко от впадения в неё [[Вычегда|Вычегды]] рядом с [[Котлас|Котласом]]</small>]] |
Северная Двина не имеет истока: она образуется при слиянии реки [[Сухона|Сухоны]] и реки Юг у [[Великий Устюг|Великого Устюга]] в [[Вологодская область|Вологодской области]]. На протяжении около 60 км течёт на север, в [[Архангельская область|Архангельскую область]] к [[Котлас|Котласу]], где сливается с [[Вычегда|Вычегдой]]. На этом отрезке реку иногда называют "Малой Северной Двиной". | Северная Двина не имеет истока: она образуется при слиянии реки [[Сухона|Сухоны]] и реки Юг у [[Великий Устюг|Великого Устюга]] в [[Вологодская область|Вологодской области]]. На протяжении около 60 км течёт на север, в [[Архангельская область|Архангельскую область]] к [[Котлас|Котласу]], где сливается с [[Вычегда|Вычегдой]]. На этом отрезке реку иногда называют "Малой Северной Двиной". |
Версия 14:08, 9 сентября 2008
Северная Двина - река длиною около 750 км, протекающая на севере Европейской части России через всю Архангельскую область с юго-востока на северо-запад.
Северная Двина не имеет истока: она образуется при слиянии реки Сухоны и реки Юг у Великого Устюга в Вологодской области. На протяжении около 60 км течёт на север, в Архангельскую область к Котласу, где сливается с Вычегдой. На этом отрезке реку иногда называют "Малой Северной Двиной".
На всём протяжении Северная Двина имеет множество рукавов и островов, в неё впадают ручьи и реки: Уфтюга, Верхняя и Нижняя Тоймы, Вага, Емца и другие. На севере недалеко от Архангельска справа в Северную Двину впадает река Пинега, которая соединена несудоходным ныне каналом с рекой Кулой, впадающей северо-восточнее в Мезенскую губу Белого моря. В Архангельске образуется дельта Северной Двины, имеющая три крупных рукава: Корабельный, Мурманский и Никольский, впадающие в Двинскую губу Белого моря. У впадения Никольского рукава расположен город Северодвинск.
Через реку Сухону и Кубенское озеро, посредством каналов со шлюзами - Северо-Двинской водной системой - Северная Двина соединена с Волго-Балтийским водным путём.
Северная Двина на всём протяжении судоходна, однако, с конца июня-начала июля заметно мелеет, что делает её, при отсутствии дноуглубительных работ, труднопроходимой для судов с большой, более 1 метра, осадкой. В настоящее время круизы по Северной Двине от Архангельска до Котласа и обратно, а так же из Архангельска в Северодвинск, осуществляет лишь один туристический корабль - пароход "Н.В.Гоголь". Транспортные пассажирские линии обслуживаются скоростными теплоходами "Заря", которые перевозят пассажиров по маршрутам из Архангельска в Верхнюю Тойму и из Котласа по Северной Двине и Вычегде в Сольвычегодск, Коряжму и далее километров на 100 выше по течению. Кроме того развито местное паромное сообщение между соседними населенными пунктами на реке. За автомобильные паромы и подъезды к ним отвечает Архангельский автодор, который публикует на своём сайте информацию о работе паромов и состоянии дорог.
Стационарных мостов непосредственно через Северную Двину четыре: автомобильно-железнодорожный в Архангельске; автомобильный в Новодвинске чуть выше по течению от Архангельска; два других - через 600 км в Котласе: автомобильный, построенный в 2001 году, и железнодорожный, построенный в 1942 году.
Северо-Двинское речное пароходство начало свою деятельность в июне 1858 года, когда из Архангельска в Великий Устюг отправился в первый рейс пароход "Двина". Зимой 1899 года село Котласское (ныне город Котлас), расположенное в 600 км на юго-восток от Архангельска у начала Северной Двины - стало конечным пунктом открывшейся железной дороги Пермь - Вятка (ныне Киров) - Котлас. Здесь товары, в-основном, зерно, прибывшие по железной дороге, перегружались на баржи и пароходы и отправлялись по Северной Двине в Архангельск. К началу 20 века на Северной Двине работали суда 15 пароходств, крупнейшим из которых было Северное пароходное общество "Котласъ-Архангельскъ-Мурманъ", учреждённое в 1898 году. Первый грузовой пароход этого общества отправился с зерном из Котласа в Архангельск в 1899 году. Пароходы Общества возили и пассажиров. Одним из пасажирских пароходов, заложенных по заказу Общества в 1910 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, стал двухпалубный пароход "Н.В.Гоголь".
Содержание |
Пароход "Н.В.Гоголь"
Первоначально пароход, носящий имя "Н.В.Гоголь", был изготовлен Сормовским заводом в Нижнем Новгороде в 1911 году. Он был одним из большой серии пароходов, построенных для разных российских рек. В полуразобранном виде корабль был доставлен по Волге, Шексне, Кубенскому озеру и Сухоне в Великий Устюг, где был собран в Михайловских мастерских Северного пароходного общества. Двухпалубный пароход был сделан по последнему слову техники того времени. Паровая машина, работающая на дровах, могла развивать 350-500 лошадиных сил; плицы (лопасти) гребных колёс, благодаря эксцентриковому приводу, при заходе в воду для снижения сопротивления поворачивались вертикально, в воде разворачивались и гребли, а выходили из воды опять вертикально. На пароходе вырабатывался постоянный ток, имелся машинный телеграф и паровой штурвал. При испытаниях во время приёмки заказчиками загруженный чугунным баластом пароход развивал скорость "на спокойной воде до 20 верст в час". Пароход мог принять на борт около 700 пассажиров, в том числе, беременных, с детьми, и с домашней скотиной (коровами, свиньми), которая перевозилась на корме главной палубы под специальным навесом. Пассажиры размещались в трёх классах: на верхней палубе - каюты 1-2 классов, ниже - все остальные. К услугам пассажиров 1-2 класса был ресторан, ванные комнаты и библиотека. На главной палубе, кроме ехавших пассажиров, складировались березовые дрова, запас которых пополнялся на специальных стоянках, устроенных приблизительно через каждые 200 км. Пароход расходовал около 40 кубометров дров в сутки.
Первая навигация парохода началась в 1911 году на Сухоне и, далее по Северной Двине, по маршруту "Вологда - Архангельск". По мере спада воды маршрут сокращался из Архангельска до Великого Устюга, а затем и до Котласа. Навигация продолжалась до начала октября. Вниз по течению расстояние от Вологды до Архангельска "Н.В.Гоголь" преодолевал за 82 часа (чуть более трёх суток), вверх по течению, в обратном направлении, - за 115 часов (около 5 суток).
В 1918 году, после Революции 1917 года, пароход "Н.В.Гоголь", в числе прочих 67 грузо-пассажирских и около восьмисот остальных плавсредств, был украден Советской властью у прежних владельцев и участвовал в Гражданской войне против "Интервентов". Пароход использовался как плавучий госпиталь, и даже перевозил в Котлас гроб одного из большевиков, Павлина Виноградова, имя которого до сих пор носит одна из улиц этого города. В 1919 году пароход в районе Верхней Тоймы сел на мель, пробил днище и зимовал, закованный во льдах. Он был огорожен бревенчатой дамбой, дабы весной избежать повреждений во время ледохода. В 1929 году в трюме парохода загорелись галоши, загруженные в Котласе. Пароход выбросился на мель и пожар быстро потушили.
До 1936 года пароход ходил из Архангельска в Вологду. После - только до Великого Устюга. Сокращение маршрута объяснялось спадом воды в Сухоне.
С осени 1939 года по июль 1941 года пароход был полностью перестроен. У него заменили корпус (дно) и, по-видимому, надстройку (палубы), так как, по архивным материалам следует, что старый корпус использовался под гостиницу в Котласе. Это подтверждает и закладная доска, сохранившаяся до настоящего времени на главной палубе парохода. Она гласит, что "Н.В.Гоголь" построен в 1941 году. Таким образом, после выхода из ремонта, от старого парохода остались только закладная доска, рында (корабельный колокол), паровая машина, некоторые органы управления и части конструкций главной палубы. Эксплуатация парохода после возрождения началась 2 августа 1941 года. В начале 1950-х годов паровые котлы парохода были переведены на мазут, и до следующей реконструкции в 1958-59 годах "Н.В.Гоголь" спокойно совершал навигации.
В 1972 году Советская власть решила уничтожить пароход. Но его забрало себе Северодвинское предприятие "Звёздочка", выпускающее подводные лодки. Взамен бывший "владелец" - Северное речное пароходство, получило 100 тонн металлолома, адекватное массе и цене судна. Пароход стал "плавучей базой отдыха" для сотрудников нового владельца. В 1996 году судно претерпело очередную реконструкцию и снаружи выглядит как древний пароход, а внутри - вполне современно.
Пароход "Н.В.Гоголь" на Северной Двине в Брин-Наволоке (Архангельская область, Россия)
Пароход "Н.В.Гоголь" на Северной Двине в Брин-Наволоке (Архангельская область, Россия)
Пароход "Н.В.Гоголь" на Северной Двине у причала Архангельского морского речного вокзала (Архангельск, Россия)
Пароход "Н.В.Гоголь" на Северной Двине у Верхней Тоймы (Архангельская область, Россия)
Пароход "Н.В.Гоголь" на Северной Двине у Красноборска (Архангельская область, Россия)
Пароход "Н.В.Гоголь" на Северной Двине у Красноборска (Архангельская область, Россия)
Установка трапа парохода "Гоголь" в Верхней Тойме на Северной Двине
Паром "СП-14" на Северной Двине у Красноборска пришвартовался к пароходу "Н.В.Гоголь"
Архангельск
Брин-Наволок
"Москва-35" на Северной Двине у Брин-Наволока
Пароход "Гоголь" на Северной Двине у Брин-Наволока, 2008 год
Верхняя Тойма
Вид на Верхнюю Тойму с Северной Двины
Панорама Северной Двины у Верхней Тоймы вверх по течению
Панорама Северной Двины у Верхней Тоймы вниз по течению
Паром через Северную Двину в Верхней Тойме
Впадение реки Верхней Тоймы в Северную Двину и подвесной пешеходный мост в Верхней Тойме
Пароход "Гоголь" на Северной Двине у Верхней Тоймы
Местные жители Верхней Тоймывстречают пароход "Гоголь"
Паромная переправа через Северную Двину в Верхней Тойме
Погрузка леса на баржи на Северной Двине в Верхней Тойме
Лесовоз у парома через Северную Двину в Верхней Тойме
Красноборск
Панорама Красноборска с Северной Двины
Паромный причал на Северной Двине у Красноборска
Паром "СП-14" на Северной Двине у Красноборска
Паром "СП-14" на Северной Двине у Красноборска
Паром "СП-14" на Северной Двине у Красноборска пришвартовался к пароходу "Н.В.Гоголь"
Паром на Северной Двине у Красноборска