Канал имени Москвы

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(от шлюза №2 до Московского моря и шлюза №1)
Строка 8: Строка 8:
 
*Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]], находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.  
 
*Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]], находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.  
 
:Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы мусор и грязная поверхностная пленка, болтающиеся на поверхности соседних водохранилищ, не смогли сюда попасть;
 
:Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы мусор и грязная поверхностная пленка, болтающиеся на поверхности соседних водохранилищ, не смогли сюда попасть;
*короткий Московский склон - участок протяженностью около 7 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москву-реку. Пассажирское судоходство здесь не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом коротком участке около 4-х часов.     
+
*короткий Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москву-реку. Пассажирское судоходство здесь не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом коротком участке около 4-х часов.     
  
 
Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москве-реке.
 
Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москве-реке.
Строка 22: Строка 22:
 
Во время Великой Отечественной войны в ноябре-декабре 1941 года, когда [[:Изображение:Ru moscow war museum 90 let kgb furazka gitlera 08.JPG|фашисты]] подошли вплотную к каналу, часть сооружений канала были взорваны советскими солдатами, о чем будет рассказано ниже при описании этих сооружений. 19 мая 1942 года по всему каналу движение было возобновлено. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".
 
Во время Великой Отечественной войны в ноябре-декабре 1941 года, когда [[:Изображение:Ru moscow war museum 90 let kgb furazka gitlera 08.JPG|фашисты]] подошли вплотную к каналу, часть сооружений канала были взорваны советскими солдатами, о чем будет рассказано ниже при описании этих сооружений. 19 мая 1942 года по всему каналу движение было возобновлено. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".
  
Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский гидроузел и построены два шлюза большой и малый, №10 и №11, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москвы-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены и реконструированы московские мосты, берега Москвы-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.
+
Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский гидроузел и построены два шлюза большой и малый, №10 и №11, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы; построена плотина и шлюз на притоке Москвы-реки Яузе в черте Москвы; были заново выстроены и реконструированы московские мосты, а берега Москвы-реки одеты в гранит; построено Истринское водохранилище.
  
 
В настоящее время все сооружения канала обслуживает государственное предприятие [http://www.fgup-kim.ru/ "Канал имени Москвы"].
 
В настоящее время все сооружения канала обслуживает государственное предприятие [http://www.fgup-kim.ru/ "Канал имени Москвы"].
Строка 45: Строка 45:
 
[[Изображение:Ru moscow museum submarine 1 06.jpg|thumb|right|280px|[[Музеи Москвы#Музей "Подводная лодка"|Подводная лодка-музей]] и Северный речной вокзал]]
 
[[Изображение:Ru moscow museum submarine 1 06.jpg|thumb|right|280px|[[Музеи Москвы#Музей "Подводная лодка"|Подводная лодка-музей]] и Северный речной вокзал]]
  
[[Водный транспорт Москвы|Северный речной вокзал]] и причалы были построены в 1936 году на сухом месте еще до заполнения водохранилища. Архитектор вокзала, в соавторстве с Владимиром Федоровичем Кринским, - Алексей Михайлович Рухлядев (1882-1946 годы), построивший так же и Карамышевский гидроузел. В 1901 году Рухлядев окончил [[Казань|Казанскую]] художественную школу, и с 1903 по 1911 годы работал под руководством известного архитектора А.В.Щусева. Одно из сооружений, построенных им в те годы - церковь в [http://www.krasnokutsk.com.ua/religija/vladimirovka.html селе Владимировка] под [[Харьков|Харьковом]] на [[Украина|Украине]]. В 1911 году Рухлядев закончил Высшее художественное училище Академии художеств. В 1919 году стал ректором Казанской художественной школы. В годы советской власти он проектировал комплекс Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве, а так же наземный вестибюль станции [[Московское метро|московского метро]] "Комсомольская", которые не сохранились.  
+
[[Водный транспорт Москвы|Северный речной вокзал]], грузовой порт и причалы были построены в 1936 году на сухом месте еще до заполнения водохранилища. Архитектор вокзала, в соавторстве с Владимиром Федоровичем Кринским, - Алексей Михайлович Рухлядев (1882-1946 годы), построивший так же и Карамышевский гидроузел. В 1901 году Рухлядев окончил [[Казань|Казанскую]] художественную школу, и с 1903 по 1911 годы работал под руководством известного архитектора А.В.Щусева. Одно из сооружений, построенных им в те годы - церковь в [http://www.krasnokutsk.com.ua/religija/vladimirovka.html селе Владимировка] под [[Харьков|Харьковом]] на [[Украина|Украине]]. В 1911 году Рухлядев закончил Высшее художественное училище Академии художеств. В 1919 году стал ректором Казанской художественной школы. В годы советской власти он проектировал комплекс Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве, а так же наземный вестибюль станции [[Московское метро|московского метро]] "Комсомольская", которые не сохранились.
 +
 
 +
В парке перед зданием вокзала установлена скульптура девушки с парусной яхтой - копия скульптуры Ю.Куна, установленной на стрелке перед шлюзом №5.
  
 
Напротив Северного речного вокзала на берегу водохранилища в Тушино видны корабли [[Музеи Москвы#Музей "Подводная лодка"|Военно-морского музея]]. Причалы Северного речного вокзала продолжаются грузовыми причалами [http://www.northport.ru/ Северного порта].
 
Напротив Северного речного вокзала на берегу водохранилища в Тушино видны корабли [[Музеи Москвы#Музей "Подводная лодка"|Военно-морского музея]]. Причалы Северного речного вокзала продолжаются грузовыми причалами [http://www.northport.ru/ Северного порта].
 +
 +
Сразу за Северным грузовым портом через канал перекинут автомобильный мост Ленинградского шоссе. Он был построен в 1966-69 годах рядом с мостом, сооруженным при строительстве канала в 1937 года. Впоследствии старый мост снесли. Далее канал пересекают два моста Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Первый был открыт для движения в 1962 году при строительстве дороги, второй - в 1997 году при её расширении во время реконструкции. Следующий мост - железнодорожный, на линии Октябрьской железной дороги, ведущей в [[Санкт-Петербург]]. Он построен в 1937 году при сооружении канала.
 +
 +
По обеим сторонам канала расположен пригород [[Москва|Москвы]] - город [[Химки]].
 +
 +
В 1,5 км от моста находятся неприметные постройки заградительных ворот, у которых заканчивается Химкинское водохранилище. Отсюда до Клязьминского водохранилища теплоходы на протяжении 8 км следуют по "Глубокой выемке", названной так еще во время строительства, потому что здесь, на водоразделе рек Химки и Клязьмы, пришлось в горе вынуть грунт на высоту до 30 метров. "Глубокая выемка" завершается заградительными воротами, за которыми - Клязьминское водохранилище. 
 +
 +
Заградительные ворота - устройства, позволяющие перекрыть участок канала в случае аварии, диверсии, а так же, если надо почистить дно. Во время прохода судов они, разумеется, открыты, и их не видно. Ориентирами служат только небольшие постройки по обеим берегам канала напротив друг друга, где находятся механизмы ворот. 
 +
 +
В конце "Глубокой выемки" вдоль канала по правому борту теплохода тянется город [[Долгопрудный]], а слева в нескольких километров отсюда расположен [[Аэропорты Москвы|аэропорт "Шереметьево"]], и можно наблюдать низколетящие самолеты, идущие на посадку или взлетевшие оттуда.
  
 
<gallery>
 
<gallery>
Строка 57: Строка 69:
  
 
====Клязьминское водохранилище====
 
====Клязьминское водохранилище====
 +
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea auto bridge dmitrov way08.jpg|<small>Мост Дмитровского шоссе через Канал имени Москвы на Клязьминском водохранилище</small>
 
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea auto bridge dmitrov way08.jpg|<small>Мост Дмитровского шоссе через Канал имени Москвы на Клязьминском водохранилище</small>
Строка 216: Строка 229:
  
 
====от шлюза №8 до шлюза №9====
 
====от шлюза №8 до шлюза №9====
 +
Расстояние между шлюзами составляет около 4 км.
 +
 
От шлюза №8 Канал имени Москвы идет по руслу Москвы-реки, затем по искусственному каналу Хорошевского спрямления, сделавшему из Серебрянного Бора остров, и заканчивается у расположенной в русле Москва-реки Карамышевской плотины с гидроэлектростанцией. Недалеко от плотины налево уходит канал Карамышевское спрямление с однокамерным шлюзом №9. Карамышевский гидроузел был построен для того, что бы поднять уровень Москва-реки в верхнем течении и обеспечить меньший перепад высот между Химкинским водохранилищем и Москвой-рекой. Карамышевский гидроузел, так же как и Северный речной вокзал, проектировал Алексей Михайлович Рухлядев. Строительство гидроузла было закончено 26 марта 1937 года, когда была взорвана перемычка канала и шлюз №9 наполнился водой.
 
От шлюза №8 Канал имени Москвы идет по руслу Москвы-реки, затем по искусственному каналу Хорошевского спрямления, сделавшему из Серебрянного Бора остров, и заканчивается у расположенной в русле Москва-реки Карамышевской плотины с гидроэлектростанцией. Недалеко от плотины налево уходит канал Карамышевское спрямление с однокамерным шлюзом №9. Карамышевский гидроузел был построен для того, что бы поднять уровень Москва-реки в верхнем течении и обеспечить меньший перепад высот между Химкинским водохранилищем и Москвой-рекой. Карамышевский гидроузел, так же как и Северный речной вокзал, проектировал Алексей Михайлович Рухлядев. Строительство гидроузла было закончено 26 марта 1937 года, когда была взорвана перемычка канала и шлюз №9 наполнился водой.
  

Версия 11:39, 28 мая 2008

Содержание

Коротко о канале

Канал имени Москвы, или, "Сталинский зеркальный мост" - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около Дубны, и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города Москвы. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории Московской области и Москвы и имеет три основных участка:

  • длинный Волжский подъем - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в Икше. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды Московского моря (Иваньковского водохранилища) со шлюзом №1, опускающим суда в Угличское водохранилище, гидроэлектростанция, 5 шлюзов с насосными станциями, подающими воду вверх к следующему участку, и две троссовых автомобильных переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 32 метров, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала Угличского водохранилища - около 38 метров;
  • Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.
Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы мусор и грязная поверхностная пленка, болтающиеся на поверхности соседних водохранилищ, не смогли сюда попасть;
  • короткий Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москву-реку. Пассажирское судоходство здесь не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом коротком участке около 4-х часов.

Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москве-реке.

История канала

По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от Солнечногорска в Московской области. В 20-х годах прошлого века в связи с ростом населения Москвы и развитием промышленности встал вопрос водоснабжения города. Были планы строительства трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москву-реку выше Можайска, но расчеты показали недостаточность таких мер. Тем не менее, в 1929 году работы на Истринском гидроузле начались. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Предлагалось три варианта строительства канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через Клин с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.

Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных "Дмитровлага" ("Дмитлага"). Инженеры и начальники, а так же часть заключенных, обладали опытом, приобретенным на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Возглавляли строительство канала старший майор госбезопасности начальник "Дмитлага" и заместитель начальника "ГУЛАГа", бывший начальником "Белбалтлага", С.Г.Фирин, один из организаторов "ГУЛАГа" и бывший начальник строительства Беломорканала Л.И.Коган, которого в августе 1936 года сменил начальник "ГУЛАГа" М.Д.Берман, главный архитектор канала И.С.Фридлянд, зять одного из руководителей карательных органов СССР Генриха Григорьевича Ягоды (1891-1938 годы), а так же начальник архитектурного отдела П.Д.Козырев, который придал всем проектам оформления шлюзов, насосных и гидроэлектростанций единый архитектурный стиль. После ареста в марте 1937 года министра Ягоды, все эти люди перед самой сдачей канала в эксплуатацию, были арестованы и вскоре расстреляны.

В том, что канал строили заключенные, тогда никакой тайны не было, об этом писали газеты, в том числе и "Правда".

5 августа 1933 года на "Глубокой выемке" установили первый экскаватор. 2 января 1934 года у Иванькова в районе будущей Дубны началось возведение земляных перемычек вокруг будущей плотины. Однако строительство, в основном, велось вручную и шло медленно. Начиная с 1935 года его стали активно механизировать. Сюда шли лучшая техника и экскаваторы. "Дмитлаг" стал считаться привилегированным лагерем. 29 марта 1935 года было закончено строительство Перервинского гидроузла на Москве-реке, не находящегося непосредственно на трассе канала, но строившегося одновременно с ним в целях подпора вод в черте города Москвы. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, и на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - Нижний Новгород) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 31 января 1938 года в связи с окончанием работ закрыт "Дмитлаг". Во время Великой Отечественной войны в ноябре-декабре 1941 года, когда фашисты подошли вплотную к каналу, часть сооружений канала были взорваны советскими солдатами, о чем будет рассказано ниже при описании этих сооружений. 19 мая 1942 года по всему каналу движение было возобновлено. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".

Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский гидроузел и построены два шлюза большой и малый, №10 и №11, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы; построена плотина и шлюз на притоке Москвы-реки Яузе в черте Москвы; были заново выстроены и реконструированы московские мосты, а берега Москвы-реки одеты в гранит; построено Истринское водохранилище.

В настоящее время все сооружения канала обслуживает государственное предприятие "Канал имени Москвы".

Путешествие по каналу

Осматривать "Канал имени Москвы" лучше всего с воды. Разумеется, к каждому из шлюзов можно подъехать на автомобиле, велосипеде или подойти пешком, но это все-равно, что придти в театр и весь спектакль провести в буфете.

Оформление надворотных башен всех шлюзов, хотя они спроектированы разными архитекторами, кажется одинаковым - выделяется только шлюз №3 с каравеллами Колумба на башнях нижних ворот шлюза. Это недалеко от истины. Каждый шлюз сам по себе нельзя назвать шедевром, но все вместе они являются непревзойденным памятником транспортной архитектуры. Единый архитектурный стиль всем этим сооружениям придал начальник архитектурного отдела строительства канала инженер-архитектор П.Д.Козырев, по некоторым сведениям, член масонской ложи.

Только два комплекса гидросооружений можно и нужно осмотреть с суши - Иваньковский гидроузел в Дубне и участок между шлюзами №7 и №9 в Москве. На последнем участке пассажирского движения нет, потому что, несмотря на его короткую длину, процесс шлюзования занимает около 4-х часов. Сразу за шлюзом №7, недалеко от пересечения улиц Большая Набережная и Долгова, над его нижним бьефом перекинут пешеходный мост. Кроме того, наблюдать за процессом шлюзования судов удобно с пешеходного мостика над шлюзом №6, расположенного у железнодорожной станции "Икша" савеловского направления.

У шлюза №4, расположенном у железнодорожной станции "Турист" савеловского направления, в здании Яхромского района гидротехнических сооружений работает Музей канала имени Москвы. Его посещение возможно только по предварительной договоренности, так как экскурсовод приезжает из Москвы. Телефоны: +7(905)770-94-38, Галина Александровна - директор музея, +7(495)626-99-92 - справочная канала.

Совершить водное путешествие по каналу можно в период навигации с конца апреля до начала октября. К сожалению, транспортные теплоходные линии, когда пассажир мог купить билет и сойти на любой пристани, давно отменены. По каналу ходят только круизные теплоходы. Удовольствие это не дешевое. Самый короткий и недорогой круиз из Москвы в Конаково, Тверь, Углич или в Мышкин продолжительностью три дня, две ночи, в 2008 году обойдется минимум в 200-300 евро на человека. Обладая пусть небольшим, но моторным судном, тоже можно пройти по каналу. Для этого судно надо зарегистрировать в отделе навигационного обслуживания "Канала имени Москвы" (телефон: +7(495)491-90-15). Плавание на байдарках, лодках и парусных судах без двигателя по шлюзованному участку канала запрещено.

Шлюзование и проход по каналу, так называемое "навигационное обслуживание", для судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в том числе пассажиров, платное, и за навигацию может составлять несколько тысяч евро. Для частных прогулочных судов - всё бесплатно, нужно лишь зарегистрировать судно. В начале 2000-х годов были навигации, когда с частников тоже брали деньги, но относительно небольшие - 200-300 евро за навигацию.

Речные круизы, а так же отсчет километров для судоводителей, начинается от Северного речного вокзала Москвы. Поэтому рассказ о достопримечательностях канала удобнее начать с Химкинского водохранилища, где расположен вокзал. При этом будем помнить, что канал и нумерация шлюзов начинается от Волги в районе Дубны, и вода поступает вверх, в водохранилища, оттуда, против нашего движения.

Водохранилища

Химкинское водохранилище

Подводная лодка-музей и Северный речной вокзал

Северный речной вокзал, грузовой порт и причалы были построены в 1936 году на сухом месте еще до заполнения водохранилища. Архитектор вокзала, в соавторстве с Владимиром Федоровичем Кринским, - Алексей Михайлович Рухлядев (1882-1946 годы), построивший так же и Карамышевский гидроузел. В 1901 году Рухлядев окончил Казанскую художественную школу, и с 1903 по 1911 годы работал под руководством известного архитектора А.В.Щусева. Одно из сооружений, построенных им в те годы - церковь в селе Владимировка под Харьковом на Украине. В 1911 году Рухлядев закончил Высшее художественное училище Академии художеств. В 1919 году стал ректором Казанской художественной школы. В годы советской власти он проектировал комплекс Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве, а так же наземный вестибюль станции московского метро "Комсомольская", которые не сохранились.

В парке перед зданием вокзала установлена скульптура девушки с парусной яхтой - копия скульптуры Ю.Куна, установленной на стрелке перед шлюзом №5.

Напротив Северного речного вокзала на берегу водохранилища в Тушино видны корабли Военно-морского музея. Причалы Северного речного вокзала продолжаются грузовыми причалами Северного порта.

Сразу за Северным грузовым портом через канал перекинут автомобильный мост Ленинградского шоссе. Он был построен в 1966-69 годах рядом с мостом, сооруженным при строительстве канала в 1937 года. Впоследствии старый мост снесли. Далее канал пересекают два моста Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Первый был открыт для движения в 1962 году при строительстве дороги, второй - в 1997 году при её расширении во время реконструкции. Следующий мост - железнодорожный, на линии Октябрьской железной дороги, ведущей в Санкт-Петербург. Он построен в 1937 году при сооружении канала.

По обеим сторонам канала расположен пригород Москвы - город Химки.

В 1,5 км от моста находятся неприметные постройки заградительных ворот, у которых заканчивается Химкинское водохранилище. Отсюда до Клязьминского водохранилища теплоходы на протяжении 8 км следуют по "Глубокой выемке", названной так еще во время строительства, потому что здесь, на водоразделе рек Химки и Клязьмы, пришлось в горе вынуть грунт на высоту до 30 метров. "Глубокая выемка" завершается заградительными воротами, за которыми - Клязьминское водохранилище.

Заградительные ворота - устройства, позволяющие перекрыть участок канала в случае аварии, диверсии, а так же, если надо почистить дно. Во время прохода судов они, разумеется, открыты, и их не видно. Ориентирами служат только небольшие постройки по обеим берегам канала напротив друг друга, где находятся механизмы ворот.

В конце "Глубокой выемки" вдоль канала по правому борту теплохода тянется город Долгопрудный, а слева в нескольких километров отсюда расположен аэропорт "Шереметьево", и можно наблюдать низколетящие самолеты, идущие на посадку или взлетевшие оттуда.

Клязьминское водохранилище

Пяловское водохранилище

Пестовское водохранилище

Икшинское водохранилище

Волжский склон

Заполнение водой камеры шлюза №3 через верхние ворота

Здесь начинается лестница шлюзов. Поверхность воды выше шлюза называется верхним бьефом, ниже - нижним бьефом. Пространство между воротами - камерой шлюза. Теплоход заходит в открытые ворота верхнего или нижнего бьефа и швартуется к плавучим рымам, встроенным в стенку шлюза и по принципу поплавка свободно перемещающимся по направляющим вверх или вниз при подъеме или спуске воды. Такие рымы появились при реконструкции шлюзов в 1960-х годах, до этого теплоходы привязывали стальными тросами.

После швартовки всех теплоходов ворота шлюза закрываются, и вода самотеком по принципу сообщающихся сосудов начинает поступать или убывать из шлюза. Когда уровни воды в камере и верхнем или нижнем бьефе сравняются, открываются соответствующие ворота, теплоходы отшвартовываются от рымов и выходят из шлюза.

Все шлюзовые камеры на канале однотипные, однокамерные, и имеют стандартные для всех, а так же для шлюзов угличского и рыбинского гидроузлов, размеры 290х30 метров, что позволяет шлюзоваться одновременно 2-3 крупным судам. Спуск воды из шлюза происходит незаметно для находящихся в нем. Заполнение водой шлюза для подъема кораблей более интересно: вода бурлит, пенится и старается просочиться через малейшие щели в воротах. В отличие от Угличского и Рыбинских шлюзов заполнение или опорожнение шлюзов Канала имени Москвы происходит через отверстия у верхних или нижних ворот. Расчетное время заполнения или спуска воды из шлюза - 13 минут. В Угличском и Рыбинских шлюзах вода при заполнении шлюза, пройдя по подземной галерее, поступает по всей площади дна шлюзовой камеры через 16 отверстий, при этом поверхность воды остается более спокойной, и можно быстрее, за 8-10 минут, наполнить шлюз.

Нижние ворота шлюзов двухстворчатые, верхние - одностворчатые откидные, которые при опускании плашмя ложатся на дно верхнего бьефа.

Рядом со шлюзами №2, №3, №4, №5 и №6 расположены насосные станции, перекачивающие воду из Московского моря вверх к системе водохранилищ. К насосным станциям ведут подводящие каналы, отгороженные на нижних бьефах от судоходной трассы бетонными галереями, чтобы корабли не подсасывались к станциям во время их работы. Работой всех насосных станций управляет диспетчер с одного автоматического пульта.

шлюз №6

Суда в шлюзе №6 опускаются к Волге на 2 метра.

от шлюза №6 до шлюза №5

Расстояние от шлюза №6 до шлюза №5 составляет 2,5 км. Суда в шлюзе №5 опускаются к Волге на 6 метров.

от шлюза №5 до шлюза №4

Расстояние от шлюза №5 до шлюза №4 составляет 7,5 км. Суда в шлюзе №4 опускаются к Волге на 10 метров.

Шлюз №4, расположенный у железнодорожной станции "Турист" савеловского направления самый незапоминающийся на канале. Некоторые путеводители и экскурсоводы дошли до того, что стали сравнивать башни шлюзов с устоями триумфальных арок и тому подобное. Не следует этому верить, шлюз действительно самый обычный. Единственной достопримечательностью окрестностей является вид на железнодорожный мост, пересекающий канал недалеко от нижнего бьефа шлюза. Этот мост, а также башни управления воротами шлюза, пришлось взорвать во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года, когда немцы подошли вплотную к каналу. В мае 1942 года движение по каналу было восстановлено.

Рядом со шлюзом в здании Яхромского района гидротехнических сооружений работает Музей канала имени Москвы. Его посещение возможно только по предварительной договоренности, так как экскурсовод приезжает из Москвы. Телефоны: +7(905)770-94-38, Галина Александровна - директор музея, +7(495)626-99-92 - справочная канала.

от шлюза №4 до шлюза №3

Фрагмент диорамы "Контрнаступление под Москвой" в музее Великой Отечественной войны на Поклонной Горе в Москве. В центре видны каравеллы на шлюзе №3

Расстояние от шлюза №4 до шлюза №3 составляет 4 км. Суда в шлюзе №3 опускаются к Волге на 8 метров.

Шлюз №3 - самый запоминающийся на канале, его "визитная карточка". На обеих башнях нижних ворот шлюза установлены макеты каравелл "Санта-Мария", на которых, по легендам, Христофор Колумб пересек Атлантический океан и европейцы открыли для себя Америку. Последние кубометры бетона в камеру шлюза №3 были уложены 15 октября 1935 года. Во время Великой Отечественной войны осенью 1941 года немецкие войска подошли вплотную к Каналу имени Москвы и захватили Яхрому. По каналу прошла линия фронта. 28 ноября 1941 года башни управления механизмами ворот шлюза №3 пришлось взорвать. Это сделал инженер-строитель, будущий профессор, член-корреспондент Академии военных наук В.К.Шамшуров. Кроме того, по преданиям, речники включили на насосные станции, и мощным напором воды взломали лед на канале, сделав его непроходимым для немцев.

После отступления немцев, к 1942 году все было восстановлено.

Автомобильный и железнодорожный мосты в Яхроме, как описано выше, тоже были взорваны.

от шлюза №3 до шлюза №2

Расстояние от шлюза №3 до шлюза №2 составляет 43 км. Суда в шлюзе №2 опускаются к Волге на 10 метров.

Автомобильный мост в Дмитрове пришлось взорвать во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года, когда немцы подошли вплотную к каналу.

от шлюза №2 до Московского моря и шлюза №1

Спустившись из шлюза №2 судам предстоит пройти до шлюза №1 16,5 км. На этом участке находятся две тросовые переправы через канал, а между ними самое интересное сооружение: протекая по огромной трубе ниже канала, его пересекает река Сестра, впадающая недалеко отсюда в реку Дубну, которая впадает в Волгу уже за шлюзом №1 сразу после города Дубны. Параллельно каналу идет автомобильное шоссе, а рядом через Сестру перекинут мост железнодорожной линии в Дубну.

Недалеко от переправы №1 через канал начинается Московское море, названное так по меткому выражению известного политика, сподвижника Сталина, тогдашнего министра путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича (1893-1991 годы), полгода не дожившего до распада СССР в декабре 1991 года. Налево - путь в Конаково и Тверь, направо - Иваньковский гидроузел и шлюз №1, опускающий суда на 6 м в Угличское водохранилище, открывающее путь судам к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному морям. Отсюда до Угличского шлюза 145 км.

Одной из достопримечательностей канала и Дубны является Иваньковский гидроузел с маяком и самым большим в мире памятником Ленину, отличительной особенностью которого является то, что вождь мирового пролетариата правой рукой, спрятанной под плащом, чешет попу. Кроме того, со времен начала Великой Отечественной войны на плотине сохранились пулеметные колпаки, один из которых в 1975 году был оформлен как памятник.

Памятник Ленину высотой 15 метров, а с постаментом - 26 метров, по проекту народного художника СССР Сергея Дмитриевича Меркурова (1881-1952 годы) был установлен в 1937 году у входа в шлюз №1 Канала имени Москвы. Напротив был установлен таких же размеров памятник Сталину. В 1962 году памятник Сталину взорвали. Сейчас осталась только площадка, где он стоял.

Такой же памятник Ленину этого же скульптора, только меньшего размера, был установлен в середине 1930-х годов в Зале заседаний Большого Кремлевского дворца в Москве. Такие же памятники, по-видимому, в разное время были установлены во многих городах Советского Союза, например, на выпускавшей мопеды фабрике "Саркана Звайгзне" в Риге (Латвия). До наших дней сохранилась уменьшенная копия памятника Ленину на Успенской площади в Угличе (Ярославская область), но там правая рука всего-лишь поддерживает сзади плащ.

Гидроузел был пущен в эксплуатацию весной 1937 года, первые суда через шлюз №1 прошли 2 мая 1937 года. В составе гидроузла - земляная плотина длиной 350 м и высотой от дна 22 м, бетонная водосливная плотина длиной 216 м и высотой от дна 29 м, гидроэлектростанция, земляная дамба длиной 8 км и судоходный однокамерный шлюз. Под шлюзом проложен автомобильный туннель, по плотинам - шоссе, связывающие районы Дубны на разных берегах Волги, а по дамбе проходит бетонная и, далее, грунтовая тупиковая дорога.

Московский склон

Шлюзы №7 и №8 - двухкамерные.

от шлюза №7 до шлюза №8

Расстояние между шлюзами составляет 1 км.

от шлюза №8 до шлюза №9

Расстояние между шлюзами составляет около 4 км.

От шлюза №8 Канал имени Москвы идет по руслу Москвы-реки, затем по искусственному каналу Хорошевского спрямления, сделавшему из Серебрянного Бора остров, и заканчивается у расположенной в русле Москва-реки Карамышевской плотины с гидроэлектростанцией. Недалеко от плотины налево уходит канал Карамышевское спрямление с однокамерным шлюзом №9. Карамышевский гидроузел был построен для того, что бы поднять уровень Москва-реки в верхнем течении и обеспечить меньший перепад высот между Химкинским водохранилищем и Москвой-рекой. Карамышевский гидроузел, так же как и Северный речной вокзал, проектировал Алексей Михайлович Рухлядев. Строительство гидроузла было закончено 26 марта 1937 года, когда была взорвана перемычка канала и шлюз №9 наполнился водой.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты