Канал имени Москвы

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(История канала)
(История канала)
Строка 15: Строка 15:
 
По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от [[Солнечногорск|Солнечногорска]] в [[Московская область|Московской области]]. В 20-х годах прошлого века в связи с ростом населения Москвы и развитием промышленности  встал вопрос водоснабжения города. Были планы  строительства трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше [[Можайск|Можайска]], но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Предлагалось три варианта строительства канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через [[Клин]] с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.  
 
По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от [[Солнечногорск|Солнечногорска]] в [[Московская область|Московской области]]. В 20-х годах прошлого века в связи с ростом населения Москвы и развитием промышленности  встал вопрос водоснабжения города. Были планы  строительства трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше [[Можайск|Можайска]], но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Предлагалось три варианта строительства канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через [[Клин]] с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.  
  
Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных "Дмитровлага" ("Дмитлага") под руководством органов НКВД. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, и на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - [[Нижний Новгород]]) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".
+
Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных "Дмитровлага" ("Дмитлага"). 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, и на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - [[Нижний Новгород]]) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".
  
 
Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский гидроузел и построены два шлюза большой и малый, №10 и №11, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.
 
Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский гидроузел и построены два шлюза большой и малый, №10 и №11, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.

Версия 12:57, 23 мая 2008

Содержание

Коротко о канале

Канал имени Москвы - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около Дубны, и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города Москвы. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории Московской области и Москвы и имеет три основных участка:

  • Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в Икше. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды Московского моря (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 32 метров, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала Угличского водохранилища - около 38 метров;
  • Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.
Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
  • Московский склон - участок протяженностью около 7 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом участке около 4-х часов.

Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москва-реке.

История канала

По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от Солнечногорска в Московской области. В 20-х годах прошлого века в связи с ростом населения Москвы и развитием промышленности встал вопрос водоснабжения города. Были планы строительства трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше Можайска, но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Предлагалось три варианта строительства канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через Клин с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.

Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных "Дмитровлага" ("Дмитлага"). 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, и на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - Нижний Новгород) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".

Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский гидроузел и построены два шлюза большой и малый, №10 и №11, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.

В настоящее время все сооружения канала обслуживает государственное предприятие "Канал имени Москвы".

Путешествие по каналу

Осматривать Канал имени Москвы лучше всего с воды. Разумеется, к каждому из шлюзов можно подъехать на автомобиле, велосипеде или подойти пешком, но это все-равно, что придти в театр и весь спектакль провести в буфете. Только два комплекса гидросооружений можно и нужно осмотреть с суши - Иваньковский гидроузел в Дубне и участок между шлюзами №7 и №9 в Москве. На последнем участке пассажирского движения нет, потому что, несмотря на его короткую длину, процесс шлюзования занимает около 4-х часов. Кроме того, наблюдать за процессом шлюзования судов удобнее всего с пешеходного мостика над шлюзом №6, расположенного у железнодорожной станции "Икша" савеловского направления.

У шлюза №4, расположенном у железнодорожной станции "Турист" савеловского направления, в здании Яхромского района гидротехнических сооружений работает Музей канала имени Москвы. Его посещение возможно только по предварительной договоренности, так как экскурсовод приедет из Москвы. Телефоны: +7(905)770-94-38, Галина Александровна - директор музея, +7(495)626-99-92 - справочная канала.

Совершить водное путешествие по каналу можно в период навигации с конца апреля до начала октября. К сожалению, транспортные теплоходные линии, когда пассажир мог купить билет и сойти на любой пристани, давно отменены. По каналу ходят только круизные теплоходы. Удовольствие это не дешевое. Самый короткий и недорогой круиз из Москвы в Конаково, Тверь, Углич или в Мышкин продолжительностью три дня, две ночи, в 2008 году обойдется минимум в 200-300 евро на человека. Обладая пусть небольшим, но моторным судном, тоже можно пройти по каналу. Для этого судно надо зарегистрировать в отделе навигационного обслуживания "Канала имени Москвы" (телефон: +7(495)491-90-15). Плавание на байдарках, лодках и парусных судах без двигателя по шлюзованному участку канала запрещено.

Шлюзование и проход по каналу, так называемое "навигационное обслуживание", для судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в том числе пассажиров, платное, и за навигацию может составлять несколько тысяч евро. Для частных прогулочных судов - всё бесплатно, нужно лишь зарегистрировать судно. В начале 2000-х годов были навигации, когда с частников тоже брали деньги, но относительно небольшие - 200-300 евро за навигацию.

Речные круизы, а так же отсчет километров для судоводителей, начинается от Северного речного вокзала Москвы. Поэтому рассказ о достопримечательностях канала удобнее начать с Химкинского водохранилища, где расположен вокзал. При этом будем помнить, что канал и нумерация шлюзов начинается от Волги в районе Дубны, и вода поступает вверх, в водохранилища, оттуда, против нашего движения.

Водохранилища

Химкинское водохранилище

Напротив Северного речного вокзала на берегу водохранилища в Тушино видны корабли Военно-морского музея. Причалы Северного речного вокзала продолжаются грузовыми причалами Северного порта.

Клязьминское водохранилище

Пяловское водохранилище

Пестовское водохранилище

Икшинское водохранилище

Волжский склон

Здесь начинается лестница шлюзов. Поверхность воды выше шлюза называется верхним бьефом, ниже - нижним бьефом. Пространство между воротами - камерой шлюза. Теплоход заходит в открытые ворота верхнего или нижнего бьефа и швартуется к плавучим рымам, встроенным в стенку шлюза и по принципу поплавка свободно перемещающимся по направляющим вверх или вниз при подъеме или спуске воды. Такие рымы появились при реконструкции шлюзов в 1960-х годах, до этого теплоходы привязывали стальными тросами.

После швартовки всех теплоходов ворота шлюза закрываются, и вода самотеком по принципу сообщающихся сосудов начинает поступать или убывать из шлюза. Когда уровни воды в камере и верхнем или нижнем бьефе сравняются, открываются соответствующие ворота, теплоходы отшвартовываются от рымов и выходят из шлюза.

Все шлюзы на канале однотипные, однокамерные, и имеют стандартные для всех, а так же для шлюзов угличского и рыбинского гидроузлов, размеры 290х30 метров, что позволяет шлюзоваться одновременно 2-3 крупным судам. В отличие от Угличского и Рыбинских шлюзов заполнение или опорожнение шлюзов Канала имени Москвы происходит через отверстия у верхних или нижних ворот. Расчетное время заполнения или спуска воды из шлюза - 13 минут. В Угличском и Рыбинских шлюзах вода при заполнении шлюза, пройдя по подземной галерее, поступает по всей площади дна шлюзовой камеры через 16 отверстий, при этом поверхность воды остается более спокойной, и можно быстрее, за 8-10 минут, наполнить шлюз.

Нижние ворота шлюзов двухстворчатые, верхние - одностворчатые откидные, которые при опускании плашмя ложатся на дно верхнего бьефа.

Рядом со шлюзами №2, №3, №4, №5 и №6 расположены насосные станции, перекачивающие воду из Московского моря вверх к системе водохранилищ. К насосным станциям ведут подводящие каналы, отгороженные на нижних бьефах от судоходной трассы бетонными галереями, чтобы корабли не подсасывались к станциям во время их работы.

шлюз №6

от шлюза №6 до шлюза №5

Расстояние от шлюза №6 до шлюза №5 составляет 2,5 км.

от шлюза №5 до шлюза №4

Расстояние от шлюза №5 до шлюза №4 составляет 7,5 км.

от шлюза №4 до шлюза №3

Расстояние от шлюза №4 до шлюза №3 составляет 4 км.

от шлюза №3 до шлюза №2

Расстояние от шлюза №3 до шлюза №2 составляет 43 км.

от шлюза №2 до Московского моря и шлюза №1

Спустившись из шлюза №2 судам предстоит пройти до шлюза №1 16,5 км. На этом участке находятся две тросовые переправы через канал, а между ними самое интересное сооружение: протекая по огромной трубе ниже канала, его пересекает река Сестра, впадающая недалеко отсюда в реку Дубну, которая впадает в Волгу уже за шлюзом №1 сразу после города Дубны. Параллельно каналу идет автомобильное шоссе, а рядом через Сестру перекинут мост железнодорожной линии в Дубну.

Недалеко от переправы №1 через канал начинается Московское море. Налево - путь в Конаково и Тверь, направо - Иваньковский гидроузел и шлюз №1, опускающий суда на 6 м в Угличское водохранилище, открывающее путь судам к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному морям. Отсюда до Угличского шлюза 145 км.

Одной из достопримечательностей канала и Дубны является Иваньковский гидроузел с маяком и самым большим в мире памятником Ленину, отличительной особенностью которого является то, что вождь мирового пролетариата правой рукой, спрятанной под плащом, чешет попу. Кроме того, со времен начала Великой Отечественной войны на плотине сохранились пулеметные колпаки, один из которых в 1975 году был оформлен как памятник.

Памятник Ленину высотой 15 метров, а с постаментом - 26 метров, по проекту народного художника СССР Сергея Дмитриевича Меркурова (1881-1952 годы) был установлен в 1937 году у входа в шлюз №1 Канала имени Москвы. Напротив был установлен таких же размеров памятник Сталину. В 1962 году памятник Сталину взорвали. Сейчас осталась только площадка, где он стоял.

Такой же памятник Ленину этого же скульптора, только меньшего размера, был установлен в середине 1930-х годов в Зале заседаний Большого Кремлевского дворца в Москве. Такие же памятники, по-видимому, в разное время были установлены во многих городах Советского Союза, например, на выпускавшей мопеды фабрике "Саркана Звайгзне" в Риге (Латвия). До наших дней сохранилась уменьшенная копия памятника Ленину на Успенской площади в Угличе (Ярославская область), но там правая рука всего-лишь поддерживает сзади плащ.

Гидроузел был пущен в эксплуатацию весной 1937 года, первые суда через шлюз №1 прошли 2 мая 1937 года. В составе гидроузла - земляная плотина длиной 350 м и высотой от дна 22 м, бетонная водосливная плотина длиной 216 м и высотой от дна 29 м, гидроэлектростанция, земляная дамба длиной 8 км и судоходный однокамерный шлюз. Под шлюзом проложен автомобильный туннель, по плотинам - шоссе, связывающие районы Дубны на разных берегах Волги, а по дамбе проходит бетонная и, далее, грунтовая тупиковая дорога.

Московский склон

Шлюзы №7 и №8 - двухкамерные.

от шлюза №7 до шлюза №8

Расстояние между шлюзами составляет 1 км.

от шлюза №8 до шлюза №9

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты