Калининградская область

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(География и история Калининградской области)
(География и история Калининградской области)
Строка 8: Строка 8:
 
До этого Россия дважды отказывалась от завоевания Восточной Пруссии: в 1762 году, когда слабоумный российский царь Пётр III, заключив 24 апреля со своим кумиром прусским королем Фридрихом II "Петербургский мир" в ходе Семилетней войны, отказался от дальнейшей оккупации Восточной Пруссии, и в 1807 году, когда во время переговоров Александра I с Наполеоном при заключении "Тильзитского мира" русский император отказался от предложенной Наполеоном части Пруссии.  
 
До этого Россия дважды отказывалась от завоевания Восточной Пруссии: в 1762 году, когда слабоумный российский царь Пётр III, заключив 24 апреля со своим кумиром прусским королем Фридрихом II "Петербургский мир" в ходе Семилетней войны, отказался от дальнейшей оккупации Восточной Пруссии, и в 1807 году, когда во время переговоров Александра I с Наполеоном при заключении "Тильзитского мира" русский император отказался от предложенной Наполеоном части Пруссии.  
  
В середине ХХ века во время Второй Мировой войны о необходимости передать Восточную Пруссию Советскому Союзу Сталин, тогдашний единоличный правитель СССР, говорил с представителями правительства [[Великобритания|Англии]] еще в ноябре 1941 года, после того, как [[Германия|немцы]] не смогли взять [[Москва|Москву]] и Сталин, по-видимому, понял, что русские войну выиграют. Во время встречи союзников в [[Тегеран|Тегеране]] ([[Иран]]) в 1943 году Сталин вновь поднимал этот вопрос, предлагая отдать Кёнигсберг и прилегающие районы Советскому Союзу на 20 лет в качестве компенсации за ущерб, нанесенный войной. В 1945 году на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа, было принято окончательное решение о разделе Восточной Пруссии: одна треть - северо-восточная Пруссия - отходила Советскому Союзу, две трети на юго-западе - [[Польша|Польше]], а всё, что севернее реки Неман, включая [[Клайпеда|Клайпеду]] - [[Литва|Литве]]. Немецкое население было изгнано на территории [[Германия|Германии]], находящиеся в советской зоне оккупации. С этого времени территории Восточной Пруссии, включенные в состав [[Россия|России]], в отличие от территорий, принятых [[Польша|Польшей]] и [[Литва|Литвой]], подверглись и подвергаются до настоящего времени варварскому уничтожению. Были разобраны все узкоколейные железные дороги, связывавшие между собой многие небольшие населенные пункты; здания, пострадавшие в войне и которые еще можно было легко востановить, не восстанавливались; советские переселенцы, занявшие поначалу добротные немецкие хутора, были вынуждены их покинуть, потому что дороги, ведущие к ним, под давлением властей стали распахиваться под колхозные поля; была уничтожена система мелиорации земель, потому что не знали, как ей пользоваться.  
+
В середине ХХ века во время Второй Мировой войны о необходимости передать Восточную Пруссию Советскому Союзу Сталин, тогдашний единоличный правитель СССР, говорил с представителями правительства [[Великобритания|Англии]] еще в ноябре 1941 года, после того, как [[Германия|немцы]] не смогли взять [[Москва|Москву]] и Сталин, по-видимому, понял, что русские войну выиграют. Во время встречи союзников в [[Тегеран|Тегеране]] ([[Иран]]) в 1943 году Сталин вновь поднимал этот вопрос, предлагая отдать Кёнигсберг и прилегающие районы Советскому Союзу на 20 лет в качестве компенсации за ущерб, нанесенный войной. В 1945 году на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа, было принято окончательное решение о разделе Восточной Пруссии: одна треть - северо-восточная Пруссия - отходила Советскому Союзу, две трети на юго-западе - [[Польша|Польше]], а всё, что севернее реки Неман, включая [[Клайпеда|Клайпеду]] - [[Литва|Литве]]. Немецкое население было изгнано на территории [[Германия|Германии]], находящиеся в советской зоне оккупации. С этого времени территории Восточной Пруссии, включенные в состав [[Россия|России]], в отличие от территорий, принятых [[Польша|Польшей]] и [[Литва|Литвой]], подверглись и подвергаются до настоящего времени варварскому уничтожению. Были разобраны все узкоколейные железные дороги, связывавшие между собой многие небольшие населенные пункты; здания, пострадавшие в войне и которые еще можно было легко востановить, не восстанавливались; советские переселенцы, занявшие поначалу добротные немецкие хутора, были вынуждены их покинуть, потому что дороги, ведущие к ним, под давлением властей стали распахиваться под колхозные поля; была уничтожена система мелиорации земель, потому что не знали, как ей пользоваться. По воспоминаниям современников, "когда шло наступление Советских войск, немцы страшно боялись русских, строили даже туалеты на улицах, где было написано по-русски, "муж" и "жен". Но "русаки" их сломали за зиму и топили ими печки..."
  
 
Подробнее об истории Восточной Пруссии-Калининградской области можно почитать [[История Калининградской области|здесь]].
 
Подробнее об истории Восточной Пруссии-Калининградской области можно почитать [[История Калининградской области|здесь]].

Версия 19:16, 6 апреля 2008

Содержание

География и история Калининградской области

Граница с Литвой в Чернышевском. Литва справа.

Калининградская область - "зарубежное владение" России. Эта часть Восточной Пруссии досталась СССР в качестве трофея Второй Мировой войны, потому что стране очень нужен был выход к незамерзающим портам Балтийского моря, и вскоре после её окончания была административно подчинена Российской Федерации: 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР".

До этого Россия дважды отказывалась от завоевания Восточной Пруссии: в 1762 году, когда слабоумный российский царь Пётр III, заключив 24 апреля со своим кумиром прусским королем Фридрихом II "Петербургский мир" в ходе Семилетней войны, отказался от дальнейшей оккупации Восточной Пруссии, и в 1807 году, когда во время переговоров Александра I с Наполеоном при заключении "Тильзитского мира" русский император отказался от предложенной Наполеоном части Пруссии.

В середине ХХ века во время Второй Мировой войны о необходимости передать Восточную Пруссию Советскому Союзу Сталин, тогдашний единоличный правитель СССР, говорил с представителями правительства Англии еще в ноябре 1941 года, после того, как немцы не смогли взять Москву и Сталин, по-видимому, понял, что русские войну выиграют. Во время встречи союзников в Тегеране (Иран) в 1943 году Сталин вновь поднимал этот вопрос, предлагая отдать Кёнигсберг и прилегающие районы Советскому Союзу на 20 лет в качестве компенсации за ущерб, нанесенный войной. В 1945 году на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа, было принято окончательное решение о разделе Восточной Пруссии: одна треть - северо-восточная Пруссия - отходила Советскому Союзу, две трети на юго-западе - Польше, а всё, что севернее реки Неман, включая Клайпеду - Литве. Немецкое население было изгнано на территории Германии, находящиеся в советской зоне оккупации. С этого времени территории Восточной Пруссии, включенные в состав России, в отличие от территорий, принятых Польшей и Литвой, подверглись и подвергаются до настоящего времени варварскому уничтожению. Были разобраны все узкоколейные железные дороги, связывавшие между собой многие небольшие населенные пункты; здания, пострадавшие в войне и которые еще можно было легко востановить, не восстанавливались; советские переселенцы, занявшие поначалу добротные немецкие хутора, были вынуждены их покинуть, потому что дороги, ведущие к ним, под давлением властей стали распахиваться под колхозные поля; была уничтожена система мелиорации земель, потому что не знали, как ей пользоваться. По воспоминаниям современников, "когда шло наступление Советских войск, немцы страшно боялись русских, строили даже туалеты на улицах, где было написано по-русски, "муж" и "жен". Но "русаки" их сломали за зиму и топили ими печки..."

Подробнее об истории Восточной Пруссии-Калининградской области можно почитать здесь.

Лишь в последние годы российскими частными предпринимателями и немцами - потомками коренных жителей Восточной Пруссии, стали восстанавливаться отдельные здания и некоторые населенные пункты. Потомки переселенцев, проживающие в Германии, предлагают создание "Калининградской (Кёнигсбергской) автономной республики" под защитой Германии и России.

В Калининградской области производится 30% всех российских рыбных консервов и половина выпускаемых в стране телевизоров: "LG", "Thomson", "Rolsen", "JVC", "Philips" и "Samsung". С 2002 года на побережье Балтийского моря недалеко от Зеленоградска эксплуатируется первая в России ветроэлектростанция, состоящая из более 20 ветроустановок. В Балтийске расположена крупная военно-морская база, в Зеленоградске - океанская рыболовецкая флотилия, в Янтарном - карьеры по добыче янтаря.

Типичный пейзаж Калининградской области, 2008 год

Область не имеет границ с остальной территорией России и окружена зарубежными странами: на юге 232 км границы с Польшей, на севере и востоке - 280 км границы с Литвой. На западе на протяжении 184 км область омывается водами Балтийского моря. Административно область разделена на 13 районов. В составе области 22 города.

Центром области является город Калининград, расстояние от которого по дорогам составляет:

Климат

Климат на побережье морской, в глубине области - умеренно-континентальный. Средняя температура зимой от 0 до -5, летом +18...+22 градусов. Температура морской воды в купальный сезон около +19 градусов.

Население

В области проживает около одного миллиона человек, почти половина из которых живут в Калининграде. Несмотря на удачное географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров, наличию полезных ископаемых - янтаря (90% разведанных мировых запасов) и нефти, морских курортов и, наконец, развитой инфраструктуры, доставшейся от немцев и практически не пострадавшей, за исключением Калининграда и ценральных районов некоторых городов, во время Второй Мировой войны, население в городах и селах, кроме областного центра и курорта Светлогорска, живет очень бедно. В населенных пунктах царит разруха, многие жители не имеют автомобилей, страдают, в том числе молодежь, алкоголизмом. Область находится на 25-28 месте в России по заболеваемости туберкулезом.

Города

морские курорты

прочие

Сохранившиеся рельсы узкоколейной железной дороги в поселке Большаково (Кройцинген) Славского района

Как доехать

на поезде

Внимание, московское время!

Все поезда, даже пригородные электрички, в Калининградской области отправляются по московскому времени, которое отстает на один час от местного. Об этом надо помнить и, что бы не опоздать на поезд, приходить на вокзал на час раньше, чем указано в билете или расписании.

Все поезда дальнего следования прибывают на железнодорожный вокзал "Калининград-Южный"

Телефон: +7(4012)49-99-91, +7(4012)49-37-00
  • Ежедневно с Белорусского вокзала Москвы (Россия) в 2 часа дня отправляется скорый поезд №29 "Янтарь", который прибывает в Калининград в полдень следующего дня. Он проходит через четыре пограничных контроля - белорусский Гудогай, литовские Кяну и Кибартай и российский Нестеров (Чернышевское) - глубокой ночью и ранним утром, что очень неудобно. Поэтому "туда" лучше ехать поездом №147, который отправляется из Москвы через день (а летом ежедневно) около 19:00, минует все границы утром и днем и прибывает в Калининград через 23 часа после отправления, тем более, что билеты на этот поезд на 20% дешевле. По пути в Москву оба поезда проходят границы в дневное и вечернее время.
Летом назначаются дополнительные поезда.
Все эти поезда проходят через Минск (Белоруссия) и Вильнюс (Литва).
Цена билета в одну сторону из Москвы до Калининграда составляет около 70-80 евро в купейном вагоне, и около 30 евро в плацкартном.
Цена билета в одну сторону из Санкт-Петербурга до Калининграда составляет около 70 евро в купейном вагоне, и около 30 евро в плацкартном.
Транзитная литовская виза

Внимание! Все эти поезда проходят через Литву, поэтому для проезда в них гражданам России необходимо иметь действующий на момент поездки загранпаспорт, а так же получить заранее в железнодорожной кассе специальный бланк-разрешение, согласованный с литовскими властями. Для этого при покупке билета необходимо предъявить в кассу загранпаспорт, оплатить билет и через сутки вновь обратиться в кассу для распечатки разрешения. Оно выдается бесплатно, а в случае отказа литовских властей в выдаче разрешения, деньги за билет вам полностью вернут. Минимальный срок для покупки билета и оформления разрешения - 28 часов до отправления поезда. В поезде есть представительство литовской консульской службы, сотрудник которой посетит вас в пути следования и бесплатно выдаст транзитную визу, дающую право на поездку туда и обратно. Она действительна в течении 90 дней и терять её нельзя. Если это все-таки случилось, следует незамедлительно обратиться в железнодорожную кассу для оформления нового запроса.

Кроме того, необходимо знать, что государственные органы Литвы периодически принимают абсурдные правила, например, Приказ министерства здравоохранения Литвы № 297, по которому, некоторые сердечные средства (корвалол, валокордин) и другие, содержащие фенобарбитал, могут быть признаны наркотиком, и в случае наличия у вас таких лекарств, против вас может быть возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 199 УК Литвы, контрабанда. Перед поездкой через Литву обязательно уточняйте список таких медикаментов.

Подробнее о литовских таможенных правилах можно узнать на сайте Таможни, овладев предварительно английским или литовским языком.

  • Ежедневно отправляется поезд в Гдыню (Польша). Время в пути около 6 часов.
  • С начала мая по начало октября курсирует ежедневный поезд до Берлина (Германия), время в пути около 15 часов.

на самолете

Аэропорт "Храброво"

Единственный в области аэропорт, принимающий дальние пассажирские рейсы - аэропорт Храброво (KGD), - бывший немецкий аэродром "Люфтваффе" Повунден, где в феврале 1945 года базировался авиаполк Нормандия-Неман, расположен в 24 километрах к северо-западу от Калининграда. Из Калининграда в аэропорт автобус № 138 отправляется каждый час с 7:40 до 21:40 с автовокзала "Южный", из аэропорта в Калининград этот же автобус отправляется каждый час с 09:00 до 23:00. Кроме того, из аэропорта в города Зеленоградск и Светлогорск отправляются маршрутки.

Калининградская авиакомпания "Калининград-авиа" ("КДавиа") выполняет рейсы в московские аэропорты "Домодедово" и "Шереметьево" и в Санкт-Петербург (Россия), а так же в Амстердам (Нидерланды), Афины (Греция), Барселону (Испания), Берлин, Гамбург, Дюссельдорф и Мюнхен (Германия), Будапешт (Венгрия), Киев (Украина), Лондон (Великобритания), Милан и Рим (Италия).

Кроме того, в Калининград выполняют рейсы авиакомпании:

Обычная стоимость билета из Москвы в Калининград и назад у всех российских авиакомпаний примерно одинакова и составляет, включая все сборы и тарифы, около 100 евро "туда-обратно".

Телефон аэропорта: +7(4012)35-50-83, +7(4012)45-94-20

по морю

Паромный терминал в Балтийске
  • Петербургский филиал паромной компании "Росморпорт" осуществляет рейсы на автомобильно-пассажирском пароме "Георг Отс" из Санкт-Петербурга в Балтийск, расположенный в 45 км от Калининграда, и обратно с конца апреля по начало октября. Время в пути около 40 часов. От порта Балтийска до Калининграда можно добраться на бесплатном автобусе.
Цена билета в одну сторону около 70 евро на человека без питания, за легковой автомобиль - около 150 евро.
  • Грузовые паромные перевозки осуществляет компания "Транс-Эксим" на пароме "Балтийск" из Усть-Луги, находящейся в 150 км от Санкт-Петербурга в Балтийск, расположенный в 45 км от Калининграда.

на автомобиле

Пограничный пропускной пункт в Литву на Куршской косе

Гражданам стран, не входящим в Шенгенское соглашение, для проезда в Калининградскую область нужна виза, дающая право проезда по территории Литвы или Польши, а гражданам стран, которым для въезда в Россию требуется виза, еще и российская виза. Пунктов пересечения границы несколько. Все они работают круглосуточно. Без получения виз можно переправить автомобиль на пароме по морю из российских Санкт-Петербурга и Усть-Луги.

Возможно, наиболее правильным решением будет взять автомобиль напрокат непосредственно в Калининградской области. Прокатных контор много, но все они работают в Калининграде. Стоимость проката невысока и составляет около 30-35 евро в сутки за недорогой новый автомобиль иностранной марки.

Дорожная сеть в Калининградской области развита хорошо. Большинство дорог очень узкие, имеют по одной полосе движения в каждую сторону, не имеют обочин и по краям засажены толстыми деревьями - "последними солдатами Вермахта", как их называют местные водители, кроме того, по краю дороги ходят пешеходы, ездят велосипедисты, а из-за дерева на дорогу может выйти крупная или мелкая домашняя скотина. Поэтому вне населенных пунктах на значительном расстоянии дороги имеют ограничение скорости 70 км/ч, в населенных пунктах - часто 40 км/ч, что контролируется сотрудниками ГАИ с радарами даже в темное время суток.

Автозаправок и придорожных кафе в области мало, поэтому с пустым баком и на голодный желудок в отдаленные от основных трасс места лучше не выезжать.

Всегда пропускайте пешеходов на обозначенных нерегулируемых пешеходных переходах! Они знают о своем преимуществе на них, и активно этим пользуются.

Пограничные пропускные пункты

в Литву

Пограничный переход по мосту королевы Луизы в Советске
  • на автомобиле (перечислены с запада на юго-восток):
  1. Морское - Нида (Nida). На шоссе Калининград - Клайпеда (Klaipeda) на Куршской косе. Въезд на косу платный.
  2. Советск - Панемуне (Panemune). На шоссе Калининград - Шауляй (Е77).
  3. Пограничный - Cударгас (Sudargas). На дороге Советск - Каунас у берега реки Неман.
  4. Чернышевское - Кибартай (Kybartai). На шоссе Калининград - Вильнюс - Москва (Е28).
  • по железной дороге:
  1. Советск - Пегегяй (Pagegiai). На линии Калининград - Клайпеда и Калининград - Шауляй, если будет пассажирское сообщение.
  2. Нестеров (Чернышевское) - Кибартай (Kybartai). На линии Калининград - Вильнюс - Москва.

в Польшу

КПП "Багратионовск"
  • на автомобиле (работают круглосуточно, перечислены с запада на восток):
  1. Мамоново - Gronowo (Гроново). На шоссе Калининград - Гдыня (Е28/77).
  2. Мамоново - Гжехотки.
  3. Багратионовск - Bezledy (Безледы).
  4. Гусев - Goldap (Голдап).
  • по железной дороге:
  1. Мамоново - Braniewo (Бранево). На линии Калининград - Гдыня.
  2. Багратионовск - Bartoszyce (Бартошице), если будет пассажирское сообщение.
  3. Железнодорожный - Skandawa (Скандава), если будет пассажирское сообщение.

Консульства

В Калининграде расположены консульства и отделения посольств Белоруссии, Германии, Дании, Латвии, Литвы, Польши и Швеции. В Советске находится консульство Литвы.

Телефонная связь

местные звонки по области

Если вы звоните со стационарных телефонов внутри области, вместо "+7(-" следует набирать "8-гудок-250-"

мобильная связь

На территории области действуют несколько операторов, в том числе "МТС", "Мегафон" и "Би-Лайн".

Достопримечательности

Мост разобранной железной дороги на шоссе Корнево-Пограничное

В Калининградской области много архитектурных достопримечательностей, в основном это бывшие церкви и старые здания в городах и поселках, но все они за годы российского владения этой местностью пришли в состояние, близкое к руинам. Возможно, самой необычной достопримечательностью является хорошо развитая дорожная сеть, спасибо немцам. Все дороги, построенные в те годы (а в советское время дорог почти не строилось), обсажены по бокам деревьями и имеют вид аллей, а кое-где и коридоров со сводчатым верхом, образованном кронами деревьев. От главных дорог отходят такие же аллеи к хуторам и поселкам, заброшенным и ныне существующим. Многие второстепенные дороги сохранили многокилометровые участки булыжного мощения.

Площадь в центре Железнодорожного
  • Железнодорожный - поселок городского типа на границе с Польшей, сохранивший сильно обветшавшую историческую застройку, в том числе фахтверковые дома, и избежавший типового советского строительства. В советское время здесь был поставлен, возможно, только памятник Ленину.
  • Мазурский канал недалеко от Железнодорожного - заброшенный старый канал со шлюзами, соединяющий реку Лаву, протекающую по Калининградской области, с Мазурскими озерами в Польше.
  • "Берлинка" - недостроенный немецкий автобан Кёнигсберг (Калининград)-Берлин, начатый строительством в конце 1930-х годов. В настоящее время заасфальтирована и используется одна полоса трассы, на границе с Польшей строится пропускной пункт. На трассе автобана сохранились старые мосты и бетонное покрытие неиспользуемой для движения полосы.
  • Приграничная дорога Пограничный-Корнево-Пограничное, и далее на Багратионовск, на которую можно попасть, съехав в самом конце "Берлинки" по указателю на поселок Пограничный. Не доезжая поселка, повернув направо на Т-образном перекрестке, по разбитой грунтовой дороге вы попадете на действующую погранзаставу. Вернувшись и продолжив путь в сторону Багратионовска, вы проедете по хорошо сохранившейся многокилометровой мощеной дороге, участок которой проходит прямо рядом с пограничным забором, увидите разобранные железнодорожные пути и заброшенные мосты.

Фотографии Калининградской области

Информация в интернете

  1. Отдел туризма областного Правительства, [2]
  2. Следы прошлого
  3. Культура и искусство приграничных территорий Польши и Калининградской области
  4. Виштынецкий эколого-исторический музей
  5. Морские и речные прогулки и рыбалка
  6. Правительство Калининградской области
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты