Веселая компания в Македонии

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 3: Строка 3:
 
К границе выехали мы вечером.  Автобус взял 400 километровую трассу в Охрид (часть которой – по автобану) за героические 11 часов. Приехали мы около рассвета – оказалось, что все-же раньше срока (ну, перестраховка – перестраховкой, но это уже слишком...). Могли же остановиться в какой-то кафешке по пути. К сожалению, не получили мы счастья получить так необходимые в тот момент кофе, туалет, что-то перекусить и освежиться.
 
К границе выехали мы вечером.  Автобус взял 400 километровую трассу в Охрид (часть которой – по автобану) за героические 11 часов. Приехали мы около рассвета – оказалось, что все-же раньше срока (ну, перестраховка – перестраховкой, но это уже слишком...). Могли же остановиться в какой-то кафешке по пути. К сожалению, не получили мы счастья получить так необходимые в тот момент кофе, туалет, что-то перекусить и освежиться.
  
'''Болгаро-македонская граница.''' Мы были единственным средством передвижения, которое осмелилось штурмовать ее в тот поздний час. Около часа потребовалось пересечь эту безвизовую и почти беспошлинную границу.  
+
'''Болгаро-македонская граница.'''  
 +
 
 +
Мы были единственным средством передвижения, которое осмелилось штурмовать ее в тот поздний час. Около часа потребовалось пересечь эту безвизовую и почти беспошлинную границу.  
 +
 
 
Каждый болгар, вышедший из територии Царства и ступивший на территорию Республики в первый раз, рассматривает Македонию как очень экзотическое явление под лупой многолетних предрассудков и знаний из букварей. Поэтому самые первые впечатления – очень сильны. Первыми деталями македонской действительности, с которыми мы столкнулись, были пограничный туалет и пограничный ресторан.
 
Каждый болгар, вышедший из територии Царства и ступивший на территорию Республики в первый раз, рассматривает Македонию как очень экзотическое явление под лупой многолетних предрассудков и знаний из букварей. Поэтому самые первые впечатления – очень сильны. Первыми деталями македонской действительности, с которыми мы столкнулись, были пограничный туалет и пограничный ресторан.
  
Строка 12: Строка 15:
 
Немного потерялись около Тетово, делающим сильное впечатление своими ухоженными многоэтажными частными домами. Большое количество надписей  на албанском. Для всех незнающих – Тетово является неофициальной столицей всего албанского в Македонии – школы, университет, политические партии, террористы и т.д. Живой души не видели в Тетово – было 3 часа ночи. Остановил нас военный патруль и проверил прямо на автобане. Как самая настоящая туристическая достопримечательность, на пути стоял БТР.
 
Немного потерялись около Тетово, делающим сильное впечатление своими ухоженными многоэтажными частными домами. Большое количество надписей  на албанском. Для всех незнающих – Тетово является неофициальной столицей всего албанского в Македонии – школы, университет, политические партии, террористы и т.д. Живой души не видели в Тетово – было 3 часа ночи. Остановил нас военный патруль и проверил прямо на автобане. Как самая настоящая туристическая достопримечательность, на пути стоял БТР.
  
Исторический экскурс про Тетово: Тетово – один из самых старых городов Македонии. "...Как доказательство заселения болгарами Македонии, Микулич дает следы аулов в с.Чемрен и Прилеп, Кичево, Девол, Кавадарци и Тетово. Это пресловутые амулеты праболгар – шаман на коне, печати с типичными праболгарскими таигами, ремнями, ТОКИ и т.д., про которых автор пишет, что они принадлежат к культуре Плиска-Преслав. Любопытно также предположение автора, что имя известной македонской горы Плетвар имеет праболгарские корни и дано из-за преградной стены, построенной Мануилом Ивацом, воеводой «Булгарского царя Петра Деляна». В этой книге цари и строители крепостей по народности такие, какие  они на самом деле – болгары, византийцы, сербы. Про этнические процессы в Македонии автор краток, но ясен: «Была симбиоза между праболгарами и славянскими племенами, которые на широком просторе между Дунаем на севере и Егеей на юге и с Ядрана (Адриатикой) на западе до Черного моря на востоке стали общим этносом Болгаров...»  
+
'''Исторический экскурс про Тетово.'''
 +
 
 +
Тетово – один из самых старых городов Македонии. "...Как доказательство заселения болгарами Македонии, Микулич дает следы аулов в с.Чемрен и Прилеп, Кичево, Девол, Кавадарци и Тетово. Это пресловутые амулеты праболгар – шаман на коне, печати с типичными праболгарскими таигами, ремнями, ТОКИ и т.д., про которых автор пишет, что они принадлежат к культуре Плиска-Преслав. Любопытно также предположение автора, что имя известной македонской горы Плетвар имеет праболгарские корни и дано из-за преградной стены, построенной Мануилом Ивацом, воеводой «Булгарского царя Петра Деляна». В этой книге цари и строители крепостей по народности такие, какие  они на самом деле – болгары, византийцы, сербы. Про этнические процессы в Македонии автор краток, но ясен: «Была симбиоза между праболгарами и славянскими племенами, которые на широком просторе между Дунаем на севере и Егеей на юге и с Ядрана (Адриатикой) на западе до Черного моря на востоке стали общим этносом Болгаров...»  
  
 
Из коментариев книги «История культуры в Македонии» проф.д-ра Ивана Микулича, изданной в Скопье http://www.bulgaria.com/aba/izdanie/981001/6.html
 
Из коментариев книги «История культуры в Македонии» проф.д-ра Ивана Микулича, изданной в Скопье http://www.bulgaria.com/aba/izdanie/981001/6.html
Строка 32: Строка 37:
 
Турфирма порадовала нас наперед, сказав, что гид владеет болгарским, хотя мы и не поняли, какие точно элементы его речи являются литературно болгарскими. Говорил он, точно как и все остальные македонцы, с которыми мы вступали в контакт.
 
Турфирма порадовала нас наперед, сказав, что гид владеет болгарским, хотя мы и не поняли, какие точно элементы его речи являются литературно болгарскими. Говорил он, точно как и все остальные македонцы, с которыми мы вступали в контакт.
 
   
 
   
1. Охридское озеро  
+
'''Охридское озеро'''
  
 
Охридское озеро и горы кругом представляют собой панораму неземной красоты. У этого озера вода – невероятно прозрачна, без волн и без ила (по крайней мере, со стороны Охрида). В воде полно рыб, а горы окружают его со всех сторон своими снежными верхами.
 
Охридское озеро и горы кругом представляют собой панораму неземной красоты. У этого озера вода – невероятно прозрачна, без волн и без ила (по крайней мере, со стороны Охрида). В воде полно рыб, а горы окружают его со всех сторон своими снежными верхами.
Строка 38: Строка 43:
 
Историческая заметка: Охридское озеро сегодня поделено между Албанией и Республикой Македонией.
 
Историческая заметка: Охридское озеро сегодня поделено между Албанией и Республикой Македонией.
 
   
 
   
+
'''Про церкви, которые мы посетили в Македонии'''
2. Охрид
+
  
Про церкви, которые мы посетили в Македонии.
 
 
Несколько вещей удивляют болгарского туриста, посетившего организованным образом македонские церкви:
 
Несколько вещей удивляют болгарского туриста, посетившего организованным образом македонские церкви:
- в действующие церкви установлена входная плата, обычно в 100 денаров (3 лева или полтора евро). В Святом Науме – вдвое больше;
+
*в действующие церкви установлена входная плата, обычно в 100 денаров (3 лева или полтора евро). В Святом Науме – вдвое больше;
- нигде не видели священнослужителей;
+
*нигде не видели священнослужителей;
- обычно внутри храма запрещено зажигать свечи – только в преддверии;
+
*обычно внутри храма запрещено зажигать свечи – только в преддверии;
- церкви бедны внутренним убранством – почти без стенописей, икон и поставок для свечей.
+
*церкви бедны внутренним убранством – почти без стенописей, икон и поставок для свечей.
  
Исключение из правила этого “потрясного” церковного фона – скальные церкви – обделанны стенописями и иконами, спрятанными в какой-то нише в скале.
+
Исключение из правила этого "потрясного" церковного фона – скальные церкви – обделанны стенописями и иконами, спрятанными в какой-то нише в скале.
  
 
Несколько самых известных церквей, которые посетили:
 
Несколько самых известных церквей, которые посетили:
- Св.Йоан (Иван) Канео – она красит большую часть туристических открыток из Охрида. Вход – платный! Церковь расположена на террассе с прекрасной панорамой озера.
+
*Св.Йоан (Иван) Канео – она красит большую часть туристических открыток из Охрида. Вход – платный! Церковь расположена на террассе с прекрасной панорамой озера.
- Церковь св. Климента – ее восстановили из оставшихся от нее 20-ти сантиметровых основ и, как Патриархия в Тырново, достроена сообразно взглядам современных политических реставраторов, какие очевидно имеются не только в Царевеце, но и в Охриде). Пол церкви застлан блестящим белым мрамором и точно перед алтарем блестящими месинговыми (а может – золотыми?) орнаментами образована “звезда Вергина” – если у вас не пришло в голову, что это такое – это старый символ на македонском флаге и символ древнего государства Александра Македонского.
+
*Церковь св. Климента – ее восстановили из оставшихся от нее 20-ти сантиметровых основ и, как Патриархия в Тырново, достроена сообразно взглядам современных политических реставраторов, какие очевидно имеются не только в Царевеце, но и в Охриде). Пол церкви застлан блестящим белым мрамором и точно перед алтарем блестящими месинговыми (а может – золотыми?) орнаментами образована "звезда Вергина" – если у вас не пришло в голову, что это такое – это старый символ на македонском флаге и символ древнего государства Александра Македонского.
  
 
Что поделать – патриархи в Тырново в гробу перевернутся, если узнают, чего делает Людмила Живкова на стенах Патриархии...
 
Что поделать – патриархи в Тырново в гробу перевернутся, если узнают, чего делает Людмила Живкова на стенах Патриархии...
 
   
 
   
 
+
'''Крепость Самуила и другая старина'''
+
Историческая бележка за св. Климент:"..В Житието му се казва, че той бил издигнат за епископ  длъжност, за която бил напълно подготвен: княз Симеон го “назначил за епископ на Дрембица или Велица и така Климент станал пръв епископ на български език”. Като епископ Климент се заел преди всичко с изграждането и укрепването на българската черква в югозападните български земи: ръководел и подпомагал клира в неговата дейност, правел всичко възможно за разпространението на християнската религия сред населението.
+
 
+
В Житието му се казва: “Когато му било поверено епископското дело..., той прибавил много нови трудове към първите... Той учел клира си на това, което се отнася до черковния ред, псалмопение и молитви, та направил свещенослужителите на своята епископия да не отстъпват с нищо никому от прославените в тези неща.”Освен с чисто черковната си дейност, Климент продължил да се занимава с книжовна работа.
+
 
+
Изпод перото му излезли редица съчинения, предназначени предимно за нуждите на черквата: жития, похвални слова и други. Тази дейност в Житието му е предадена по следния начин: “Изобщо Климент е предал на нас българите всичко, което се отнася до църквата и с което се прославя паметта на бога и на светиите и чрез което се трогват душите.”В Житието се говори и за грижите, които проявил за строителството на църкви и манастири. В Охрид той построил манастир преди още да стане епископ. Сега “към него прибавил и друга църква, която по-късно направили архиепископска катедрала. Така в Охрид имало три църкви: една съборна и две  на свети Климент, които били по големина много по-малки от съборната, но по-красиви от нея със своята кръгла и сферична форма. По такъв начин той се стараел да премахне равнодушието на българите към божествените неща, да ги събира, привлечени от красотата на постройките.”
+
 
+
Като епископ, вече на преклонна възраст, Климент трябвало да се раздели и да погребе най-близкия си съратник  Наум. И продължил да изпълнява задълженията си на духовник и книжовник.Изнурен и престарял, през 915 г. Климент решил да се оттегли от активна дейност. Това му намерение обаче срещнало решителната съпротива на цар Симеон. Житието предава по следния начин думите, които българският владетел му казал: “Каквото и да говориш, не ще се подчиня; каквото и да правиш, не ще отстъпя; защото оттеглянето, мисля, е позволено само на недостойните, а ти си по-горе от всяко достойнство.”
+
 
+
Подчинил се на царската воля и останал на своя епископски пост, Климент продължил и черковно-просветната си дейност. Сега именно той допълнил Триода. Но годините си казвали своето. Предчувствайки края на живота си, той направил своето завещание: подарил половината от имуществото си на епископията, а останалата част  на манастира, “давайки ясен пример и в случая как трябва да се печели и как да се употреби спечеленото, и че и едното, и другото са по божие внушение”.
+
 
+
По-нататък житиеписецът изтъква, че това му имущество му било дадено “от верни князе и царе” и че “не е възможно някой да е направил отказване от имота си по друг по-похвален начин, отколкото го направил великият Климент”.На 27 юли 916 г. Климент склопил очи и бил погребан в манастира “в гроб, който той сам със собствените си ръце бил приготвил от дясната страна на предната част на олтара”.
+
 
+
Така завършил живота си един заслужил за делото на старобългарската писменост и книжнина човек, посветил 30 години в служба на българската църква и на българската държава. Затова толкова правдиво звучат думите, казани за него в заключителната част на Житието му: “Чрез тебе цялата българска земя позна бога! Ти сам снабди богато църквите с песни и псалмопения, а празниците обясни с поучения. Чрез тебе с житията на светиите монасите ни напътстват към подвижничество! Чрез тебе свещениците се приучават да живеят в съгласие с каноните”. Цариградската църква в Синаксара си отбелязва честването на този епископ български от Охрид в деня на неговата смърт  27 юли..."
+
http://knigite.abv.bg/pp_ht/pp_ht_1.html
+
 
+
3. Крепость Самуила и другая старина
+
  
 
Дожили в конце концов увидеть Самуилову крепость, какую мы знаем из учебников. Издалека крепость выглядит на удивление сохранненой. Впрочем, как ей такой не быть, если она совсем новая и построена из солидных камней и бетона.
 
Дожили в конце концов увидеть Самуилову крепость, какую мы знаем из учебников. Издалека крепость выглядит на удивление сохранненой. Впрочем, как ей такой не быть, если она совсем новая и построена из солидных камней и бетона.
 
 
Историческа бележка за цар Самуил:"..Самуил е най-малкия син на могъщия комит Никола,управлявал тези райони в последните смутни години от властването на българския цар Петър.За първи път името Самуил се появява около 970г.,когато той и тримата му братя-Давид,Аарон и Мойсей,се намесват в събитията,последвали смъртта на Петър(970г.)
 
 
В тази сложна ситуация решителна се оказва държавническата мъдрост на Самуил,който добре разбира,че залогът за оцеляването на държавата е запазването на законността,династията и самата държавна традиция. След смъртта на Борис II при инцидент по време на преминаване на българо-византийската граница,династическите права преминават към неговия брат Роман. Но той бил скопен от византийците и не можел да продължи династията. Въпреки това през 997г. Самуил го признава за цар на българите,за да обедини народа около трона и да запази държавното единство.
 
 
Но когато през 991г. Роман е пленен от Василий II,Самуил става номинален български владетел,но едва през 997г.,след като Роман умира в Константинопол и се прекъсва основаната от Крум династия,той се осмелява да поеме пълните владетелски права и се провъзгласява за цар.Неговата най-голяма задача е борбата срещу Византия и опазването на българската държава.В края на X и мачалото на XI век византийския престол заема един твърде интересен, властен и очевидно способен владетел - Василий II, който си поставя за цел окончателно да ликвидира българската държава. През 986г. императорските войски обсаждат безрезултатно Средец(дн.София), а на връщане са разгромени от Самуиловите войни в прохода Траянови врата.
 
 
През 996г. Самуил на свой ред предприема голям поход към Солун, второто по важност пристанище на империята, и пред стените на града успешно разгромява армията на неговия управител дука Григорий, който загива в битката. Малко по-късно през същата година увлечен от успехите си, Самуил стига дълбоко на юг, чак до Пелопонес, но на връщане е изненадан и разбит от военачалника Никифор Уран.
 
 
През 1004г. императорът успява да превземе Скопие и да нанесе ново поражение на Самуил.След близо десетилетие на непрекъснати сражения и обсади през лятото на 1014г. Самуил претърпява тежко поражение при село Ключ, където в плен попадат 15 000 български войници.За да нанесе морален, а и чисто икономическо удар на противника си, императорът заповядва пленниците да бъдат ослепени, като на всеки 100 е оставен по един едноок водач. Видът на ослепените войни , върнати от византийците обратно, сломява Самуил,който според сведенията на съвременниците умира от удар и нервно напрежение. Четири години след смъртта му България окончателно пада под византийско владичество..."
 
http://free.top.bg/history15/Samuil.htm
 
  
 
Достойна удивления легкость, с которой заделываются белые пятна македонской истории современными градежами.
 
Достойна удивления легкость, с которой заделываются белые пятна македонской истории современными градежами.
- Амфитеатр – еще одно напоминание о Пловдиве. Хотя и меньшего размера, у Охрида тоже есть амфитеатр, которым гордятся. Охридский амфитеатр тоже очень хорошо сохранился, так же, как и крепость недавно построен – камни темного цвета показывают вид оригинала.
+
*Амфитеатр – еще одно напоминание о Пловдиве. Хотя и меньшего размера, у Охрида тоже есть амфитеатр, которым гордятся. Охридский амфитеатр тоже очень хорошо сохранился, так же, как и крепость недавно построен – камни темного цвета показывают вид оригинала.
- Св.София – и здесь нужно было платить за вход.  
+
*Св.София – и здесь нужно было платить за вход.  
-
+
Историческая заметка про Св.Софию: Есть данные, что церковь Св.Софии в Охриде построена по личной воле царя Бориса I, как важная часть крещения болгар.
+
'''Историческая заметка про Св.Софию.''' Есть данные, что церковь Св.Софии в Охриде построена по личной воле царя Бориса I, как важная часть крещения болгар.
- Дом-музей Робевых -
+
  
Историческа бележка за сем. Робеви:"..Братя Робеви и синове са наследници на стар български род от Охрид. Търговската къща на Робеви е основана в Охрид през втората половина на XVIII в. от Стефан Робев, който починал през 1814 г. Неговите синове Ангел и Атанас (Тасо) разширили търговията и открили клон на фирмата си в Битоля. Търгуват със Средна Европа (главно Виена и Лайпциг) за един период от около 40 години. Архивът на братя Робеви съдържа над 100000 документа. По-голямата част от писмата са писани на гръцки език, доста — на немски, а останалата част — на френски, италиански и на други езици. Сред кореспондентите личат и имената на български възрожденци, писмата на който съдържат богати сведения за борбата на българското население в Македония за българска църковна независимост, както и по други обществени въпроси. В архивния фонд на братя Робеви се намират 30 писма на Димитър Миладинов и 22 писма на различни лица във връзка с арестуването му. Архивът е подарен на Народната библиотека „Кирил и Методий" от наследниците на братя Робеви..."
+
'''Общие впечатления из Охрида'''
 
+
http://knigite.abv.bg/dr/dr_9.htm
+
 
+
".. # Робеви – влиятелен род от Охрид, взел активно участие в Българското национално възраждане – в културно просветните националноцърковните борби. # Робев, Димитър Атанасов – 1822, Охрид – 1890, Битоля. Един от създателите на българската община в Битоля (1869) и неин председател. Народен представител на християнското население от Битолско в турския парламент (1877). Участва в избора на Йосиф І за български екзарх (1877). # Робев, Константин Ангелов -1818, Охрид – 18.І.1900, Битоля. Възрожденски деец и лекар, активен участник в борбата с Цариградската патриаршия за независима българска църква. # Робев, Никола Атанасов – 1831, Охрид – 17.VІІ.1906, Битоля. Активен участник в борбата за независима българска църква, подпомага изграждането на българската църква и училище в Битоля. .."
+
 
+
http://knigite.abv.bg/ks/ks_1.html
+
 
+
"..Д-р Константин (Кочо) Робев от Битоля, народен лекар, известен навред в града и околията, много уважаван за благородния му характер, висока западна култура и будно българско съзнание. Той е потомък на възрожденското семейство Робеви от Охрид, с което е бил в постоянна връзка безсмъртният Димитър Миладинов..."
+
 
+
4. Общие впечатления из Охрида
+
  
 
Охрид напоминает Старый Пловдив больше, чем остальные исторические города Болгарского Царства. Крутые улочки, дома, построенные на склонах, заведения.
 
Охрид напоминает Старый Пловдив больше, чем остальные исторические города Болгарского Царства. Крутые улочки, дома, построенные на склонах, заведения.
  
Общие впечатления о кухне: из несколькох трактиров, в которых успели побывать (все-таки мы были организованными туристами) успели собрать следующие впечатления:
+
Общие впечатления о кухне: из нескольких трактиров, в которых успели побывать (все-таки мы были организованными туристами) успели собрать следующие впечатления:
1. Меню почти однообразно – предлагается гриль (аналогичный сербскому и по назаниям и по порциям), рыба, два-три вида салатов. На свежеприготовленную еду мы не попали. Наверное существуют трактиры с многостраничными меню, но мы не имели этого кулинарного счастья.
+
*Меню почти однообразно – предлагается гриль (аналогичный сербскому и по назаниям и по порциям), рыба, два-три вида салатов. На свежеприготовленную еду мы не попали. Наверное существуют трактиры с многостраничными меню, но мы не имели этого кулинарного счастья.
2. В цену обычно включен и гарнир (спросите на всякий случай). Цены соблюдают приличие, напоминают болгарские. Порции – большие (01.05.2003).
+
*В цену обычно включен и гарнир (спросите на всякий случай). Цены соблюдают приличие, напоминают болгарские. Порции – большие.
3. Ракия только двух видов – “бела” и “жолта” (белая и желтая). Забудьте про свои любимые 10 видов болгарской ракии.
+
*Ракия только двух видов – "бела" и "жолта" (белая и желтая). Забудьте про свои любимые 10 видов болгарской ракии.
4. Заведения не предлагают минералку. На вопрос “почему” отвечали вопросом “А что в Софии вода плохая, что нужна минеральная вода?. Если где-то и найдется, то она, самое вероятное, будет газированной.
+
*Заведения не предлагают минералку. На вопрос "почему" отвечали вопросом что в Софии вода плохая, что нужна минеральная вода?". Если где-то и найдется, то она, самое вероятное, будет газированной.
5. Ситуация с вином подобна ситуации с ракиями. Македонского вина так и не успели попробовать. Если очень хочется – пробуйте вина из района Тиквеш-Неготино-Кавадарци – там производится самое качественное вино Македонии, которое, естественно, предназначено на экспорт.
+
*Ситуация с вином подобна ситуации с ракиями. Македонского вина так и не успели попробовать. Если очень хочется – пробуйте вина из района Тиквеш-Неготино-Кавадарци – там производится самое качественное вино Македонии, которое, естественно, предназначено на экспорт.
6. Ситуция с пивом – это отдельная история.
+
*Ситуция с пивом – это отдельная история.
  
5. Денежные знаки Македонии
+
'''Денежные знаки Македонии'''
  
 
Денежная единица Македонии – денар (30 денаров = 1 леву на 01.05.2003). Не знаю, как называются копейки, думаю – дени. Самой маленькой монеткой, которую успели увидеть, была стоимостью в 1 денар. В Македонии почти свободно можно пользоваться евро (даже монеты)  и болгарскими левами. Все-таки рекомендуется вычислить возможные расходы и обменять нужную сумму в денарах. Кроме отсутствия возможных проблем, будет сокращена возможность закругления вверх стоимости при пересчете цен в иностранной валюте.  
 
Денежная единица Македонии – денар (30 денаров = 1 леву на 01.05.2003). Не знаю, как называются копейки, думаю – дени. Самой маленькой монеткой, которую успели увидеть, была стоимостью в 1 денар. В Македонии почти свободно можно пользоваться евро (даже монеты)  и болгарскими левами. Все-таки рекомендуется вычислить возможные расходы и обменять нужную сумму в денарах. Кроме отсутствия возможных проблем, будет сокращена возможность закругления вверх стоимости при пересчете цен в иностранной валюте.  
 
 
 
  
  

Версия 12:37, 17 мая 2006

Поездка в Охрид

К границе выехали мы вечером. Автобус взял 400 километровую трассу в Охрид (часть которой – по автобану) за героические 11 часов. Приехали мы около рассвета – оказалось, что все-же раньше срока (ну, перестраховка – перестраховкой, но это уже слишком...). Могли же остановиться в какой-то кафешке по пути. К сожалению, не получили мы счастья получить так необходимые в тот момент кофе, туалет, что-то перекусить и освежиться.

Болгаро-македонская граница.

Мы были единственным средством передвижения, которое осмелилось штурмовать ее в тот поздний час. Около часа потребовалось пересечь эту безвизовую и почти беспошлинную границу.

Каждый болгар, вышедший из територии Царства и ступивший на территорию Республики в первый раз, рассматривает Македонию как очень экзотическое явление под лупой многолетних предрассудков и знаний из букварей. Поэтому самые первые впечатления – очень сильны. Первыми деталями македонской действительности, с которыми мы столкнулись, были пограничный туалет и пограничный ресторан.

Туалет на границе - рекомендуется пользоваться им только в очень крайнем случае. Вход в 20 денаров (или пол-евро или один лев, что на 50 % дороже) (01 мая 2003 г.) - эта цена дает доступ к удобствам типа “Министерство обороны” образца 1913 года или, другими словами, “оригинальный этно-сортир”, а также к рулету с туалетной бумагой. У македонской туалетной бумаги нет картонной серцевины!

Пограничный ресторан – с внешней стороны выглядел достаточно цивильно, но внутри был музеем югославского Балкантуриста. Так как все надеялись на лучшее, никто не сел перекусить в нем – а нужно было! До Охрида мы нигде больше не остановились, даже и на очень скромном местечке с балкантуристким комфортом. Для искушенных болгарских путешественников не было достаточно приемлемых заведений по пути. Если ожидаете чего-то хотя бы отдаленно напоминающего ОМВ (OMV) – круглосуточный, хорошо снабженный магазин и ресторан на бензозаправке - не надейтесь, такого мы нигде не видели. Также нигде не видели бензозаправки другой фирмы, кроме Макпетрола. По сравнению с комфортабельной дорогой София-Стамбул, где полно удобных, недорогих, чистых и хорошо ухоженных магазинов и ресторанов, путешествие к Охриду было, скорее, трудным и голодным.

Немного потерялись около Тетово, делающим сильное впечатление своими ухоженными многоэтажными частными домами. Большое количество надписей на албанском. Для всех незнающих – Тетово является неофициальной столицей всего албанского в Македонии – школы, университет, политические партии, террористы и т.д. Живой души не видели в Тетово – было 3 часа ночи. Остановил нас военный патруль и проверил прямо на автобане. Как самая настоящая туристическая достопримечательность, на пути стоял БТР.

Исторический экскурс про Тетово.

Тетово – один из самых старых городов Македонии. "...Как доказательство заселения болгарами Македонии, Микулич дает следы аулов в с.Чемрен и Прилеп, Кичево, Девол, Кавадарци и Тетово. Это пресловутые амулеты праболгар – шаман на коне, печати с типичными праболгарскими таигами, ремнями, ТОКИ и т.д., про которых автор пишет, что они принадлежат к культуре Плиска-Преслав. Любопытно также предположение автора, что имя известной македонской горы Плетвар имеет праболгарские корни и дано из-за преградной стены, построенной Мануилом Ивацом, воеводой «Булгарского царя Петра Деляна». В этой книге цари и строители крепостей по народности такие, какие они на самом деле – болгары, византийцы, сербы. Про этнические процессы в Македонии автор краток, но ясен: «Была симбиоза между праболгарами и славянскими племенами, которые на широком просторе между Дунаем на севере и Егеей на юге и с Ядрана (Адриатикой) на западе до Черного моря на востоке стали общим этносом Болгаров...»

Из коментариев книги «История культуры в Македонии» проф.д-ра Ивана Микулича, изданной в Скопье http://www.bulgaria.com/aba/izdanie/981001/6.html

В Тетово рождена Мара Бунева – атентаторка, убившая Владмира Прелича http://balder.prohosting.com/asen/mara_buneva_1.htm

Интересный взгляд на роль албанцев на Балканах http://bg-ottawa.ncf.ca/AlbanciteSwiss.html

День первый - Охрид

Рассвет мы встречали на мизерной бензозаправке, в 7 километрах не доезжая Охрида. На мизерной заправке была припаркована мизерная «Застава», принадлежащая, очевидно, кому-то из персонала. С первого взгляда виден старенький автопарк Македонии. Очевидно, в движении находятся очень много старых «Застав», «Рено» и «Фиатов». По сведениям македонских сайтов, македонцы массовым образом покупают б/у автомобили в Болгарии и ездят у себя дома с болгарскими номерами и документами, так как множество налогов, акцизов и других поборов практически удваивают стоимость б/у машин в Республике.

Мы остановились на пустующей парковке в центре города. Позднее, когда мы возвратились к автобусу, появился молодой человек с вручную сделанным шлагбаумом и, делая хороший «бизнес» с государственным имуществом, собрал деньги за очевидно общественную парковку.

Из-за не очень умно сделанной программы, невыспавшимися, неотдохнувшими и «неоглаженными» после ночного путешествия, мы пошли на прогулку по городу, что было достаточно мучительным по крутым улочкам. Пришел гид. Гид (бай Гьоко Гьоршевски) очевидно был опытным экскурсоводом, говорил он очень увлекательно и интересно. Плохо было, что время от времени забывал чего уже говорил и запускал ту же самую пластинку. Его повторения были настолько похожими одно на другое, что у нас мурашки по спине бегали. К примеру, лекцию «Охридское озеро» мы слышали три раза: «Охридское озеро образовано при тектонском движении тектонских плит... В озере обитают 17 видов рыб, 10 из которых эндемичных, встречающихся только здесь. Одна из них – пастрмка (охридская форель), мясо у которой при приготовлении становится розовым...»

Турфирма порадовала нас наперед, сказав, что гид владеет болгарским, хотя мы и не поняли, какие точно элементы его речи являются литературно болгарскими. Говорил он, точно как и все остальные македонцы, с которыми мы вступали в контакт.

Охридское озеро

Охридское озеро и горы кругом представляют собой панораму неземной красоты. У этого озера вода – невероятно прозрачна, без волн и без ила (по крайней мере, со стороны Охрида). В воде полно рыб, а горы окружают его со всех сторон своими снежными верхами.

Историческая заметка: Охридское озеро сегодня поделено между Албанией и Республикой Македонией.

Про церкви, которые мы посетили в Македонии

Несколько вещей удивляют болгарского туриста, посетившего организованным образом македонские церкви:

  • в действующие церкви установлена входная плата, обычно в 100 денаров (3 лева или полтора евро). В Святом Науме – вдвое больше;
  • нигде не видели священнослужителей;
  • обычно внутри храма запрещено зажигать свечи – только в преддверии;
  • церкви бедны внутренним убранством – почти без стенописей, икон и поставок для свечей.

Исключение из правила этого "потрясного" церковного фона – скальные церкви – обделанны стенописями и иконами, спрятанными в какой-то нише в скале.

Несколько самых известных церквей, которые посетили:

  • Св.Йоан (Иван) Канео – она красит большую часть туристических открыток из Охрида. Вход – платный! Церковь расположена на террассе с прекрасной панорамой озера.
  • Церковь св. Климента – ее восстановили из оставшихся от нее 20-ти сантиметровых основ и, как Патриархия в Тырново, достроена сообразно взглядам современных политических реставраторов, какие очевидно имеются не только в Царевеце, но и в Охриде). Пол церкви застлан блестящим белым мрамором и точно перед алтарем блестящими месинговыми (а может – золотыми?) орнаментами образована "звезда Вергина" – если у вас не пришло в голову, что это такое – это старый символ на македонском флаге и символ древнего государства Александра Македонского.

Что поделать – патриархи в Тырново в гробу перевернутся, если узнают, чего делает Людмила Живкова на стенах Патриархии...

Крепость Самуила и другая старина

Дожили в конце концов увидеть Самуилову крепость, какую мы знаем из учебников. Издалека крепость выглядит на удивление сохранненой. Впрочем, как ей такой не быть, если она совсем новая и построена из солидных камней и бетона.

Достойна удивления легкость, с которой заделываются белые пятна македонской истории современными градежами.

  • Амфитеатр – еще одно напоминание о Пловдиве. Хотя и меньшего размера, у Охрида тоже есть амфитеатр, которым гордятся. Охридский амфитеатр тоже очень хорошо сохранился, так же, как и крепость недавно построен – камни темного цвета показывают вид оригинала.
  • Св.София – и здесь нужно было платить за вход.

Историческая заметка про Св.Софию. Есть данные, что церковь Св.Софии в Охриде построена по личной воле царя Бориса I, как важная часть крещения болгар.

Общие впечатления из Охрида

Охрид напоминает Старый Пловдив больше, чем остальные исторические города Болгарского Царства. Крутые улочки, дома, построенные на склонах, заведения.

Общие впечатления о кухне: из нескольких трактиров, в которых успели побывать (все-таки мы были организованными туристами) успели собрать следующие впечатления:

  • Меню почти однообразно – предлагается гриль (аналогичный сербскому и по назаниям и по порциям), рыба, два-три вида салатов. На свежеприготовленную еду мы не попали. Наверное существуют трактиры с многостраничными меню, но мы не имели этого кулинарного счастья.
  • В цену обычно включен и гарнир (спросите на всякий случай). Цены соблюдают приличие, напоминают болгарские. Порции – большие.
  • Ракия только двух видов – "бела" и "жолта" (белая и желтая). Забудьте про свои любимые 10 видов болгарской ракии.
  • Заведения не предлагают минералку. На вопрос "почему" отвечали вопросом "А что в Софии вода плохая, что нужна минеральная вода?". Если где-то и найдется, то она, самое вероятное, будет газированной.
  • Ситуация с вином подобна ситуации с ракиями. Македонского вина так и не успели попробовать. Если очень хочется – пробуйте вина из района Тиквеш-Неготино-Кавадарци – там производится самое качественное вино Македонии, которое, естественно, предназначено на экспорт.
  • Ситуция с пивом – это отдельная история.

Денежные знаки Македонии

Денежная единица Македонии – денар (30 денаров = 1 леву на 01.05.2003). Не знаю, как называются копейки, думаю – дени. Самой маленькой монеткой, которую успели увидеть, была стоимостью в 1 денар. В Македонии почти свободно можно пользоваться евро (даже монеты) и болгарскими левами. Все-таки рекомендуется вычислить возможные расходы и обменять нужную сумму в денарах. Кроме отсутствия возможных проблем, будет сокращена возможность закругления вверх стоимости при пересчете цен в иностранной валюте.


Автор: Димитров Стойчо (София), лето 2003 года

Статья представляет собой авторский перевод статьи с сайта автора: http://www.geocities.com/stojtscho

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты