Канал имени Москвы

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 8: Строка 8:
 
*Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]], находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.  
 
*Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]], находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.  
 
:Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
 
:Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
*Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом участке около 4-х часов.     
+
*Московский склон - участок протяженностью около 7 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом участке около 4-х часов.     
  
 
Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москва-реке.  
 
Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москва-реке.  
Строка 15: Строка 15:
 
По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I, что не было осуществлено. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от [[Солнечногорск|Солнечногорска]] в [[Московская область|Московской области]]. Однако в 1920-х годах в связи с резким увеличением численности населения Москвы и развитием промышленных производств остро встал вопрос нехватки воды в городе. В 1929 году обсуждался вопрос о строительстве трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше [[Можайск|Можайска]], но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Рассматривались три варианта канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через [[Клин]] с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.  
 
По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I, что не было осуществлено. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от [[Солнечногорск|Солнечногорска]] в [[Московская область|Московской области]]. Однако в 1920-х годах в связи с резким увеличением численности населения Москвы и развитием промышленных производств остро встал вопрос нехватки воды в городе. В 1929 году обсуждался вопрос о строительстве трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше [[Можайск|Можайска]], но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Рассматривались три варианта канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через [[Клин]] с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.  
  
Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных под руководством органов НКВД. Все до единого начальники строительства были евреями. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - [[Нижний Новгород]]) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".
+
Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных "Дмитровлага" ("Дмитлага") под руководством органов НКВД. Все до единого начальники строительства были евреями. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - [[Нижний Новгород]]) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".
  
 
Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский шлюз и плотина, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.
 
Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский шлюз и плотина, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.
Строка 52: Строка 52:
 
Шлюзование и проход по каналу, так называемое "навигационное обслуживание", для судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в том числе пассажиров, платное, и за навигацию может составлять несколько тысяч евро. Для частных прогулочных судов - всё бесплатно, нужно лишь зарегистрировать судно. В начале 2000-х годов были навигации, когда с частников тоже брали деньги, но относительно небольшие - 200-300 евро за навигацию.  
 
Шлюзование и проход по каналу, так называемое "навигационное обслуживание", для судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в том числе пассажиров, платное, и за навигацию может составлять несколько тысяч евро. Для частных прогулочных судов - всё бесплатно, нужно лишь зарегистрировать судно. В начале 2000-х годов были навигации, когда с частников тоже брали деньги, но относительно небольшие - 200-300 евро за навигацию.  
  
Речные круизы начинаются с [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]] [[Москва|Москвы]]
+
Речные круизы начинаются с [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]] [[Москва|Москвы]]. Поэтому с него удобнее начать рассказ о достопримечательностях канала. При этом будем помнить, что канал и нумерация шлюзов начинается от Волги в районе [[Дубна|Дубны]], и вода поступает вверх, в водохранилища, оттуда, против нашего движения.
  
 
+
===Водохранилища===
===от [[Московское море|Московского моря]] и шлюза №1 до шлюза №2===
+
====Химкинское водохранилище====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow region dubna canal plotina ges 08.jpg|<small>Иваньковская гидроэлектростанция около [[Дубна|Дубны]]</small>
+
Изображение:Ru moscow north river station 08.jpg|<small>Северный речной вокзал [[Москва|Москвы]]</small>
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 vyhod 08.jpg|<small>Нижний бьеф шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - [[Угличское водохранилище]]</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal him sea konstantin korotkov 301 08.jpg|<small>Название=Теплоход 301 проекта "Константин Коротков" на Химкинском водохранилище</small>
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 niznie tor 08.jpg|<small>Нижние ворота шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - выход в [[Угличское водохранилище]]</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal him sea ilja muromec 588 08.jpg|<small>Теплоход 588 проекта "Илья Муромец" на Химкинском водохранилище</small>
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 tunnel 08.jpg|<small>Автомобильный туннель (слева) под шлюзом №1 Канала имени Москвы около [[Дубна|Дубны]]</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 high bjef 08.jpg|<small>Вид шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны с верхнего бьефа</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 high tor 08.jpg|<small>Верхние ворота шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna canal lenin monument 08.jpg|<small>Монумент Ленину у шлюза №1 Канала имени Москвы в Московском море</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna lenin monument fragment 08.jpg|<small>Фрагмент задней части памятника Ленину, где он чешет попу, у шлюза №1 [[Канал имени Москвы|Канала имени Москвы]]</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna canal bolshaja volga 08.jpg|<small>Канал имени Москвы у выхода из Московского моря</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna canal majak 08.jpg|<small>Маяк у выхода Канала имени Москвы из Московского моря</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna canal parom 08.jpg|<small>Троссовая паромная переправа №1 в Тверскую область через Канал имени Москвы около [[Дубна|Дубны]]</small>
+
Изображение:Ru moscow region dubna kanal entrance 08.jpg|<small>Стелла на берегу Канала имени Москвы у въезда в [[Дубна|Дубну]] со стороны [[Москва|Москвы]]</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal bridge sestra river 08.jpg|<small>Канал имени Москвы проходит над рекой Сестрой около Дубны. Рядом - железнодорожный мост</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal ferry 3 meldino 08.jpg|<small>Тросовая переправа №3 через Канал имени Москвы у Мельдино</small>
+
  
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===от шлюза №2 до шлюза №3===
+
====Клязьминское водохранилище====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz niz view 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №2</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea ostov 08.jpg|<small>Остов теплохода на Клязьминском водохранилище</small>
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz niz nasos station 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №2 и насосную станцию "Темпы"</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea 08.jpg|<small>Клязьминское водохранилище</small>
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz niz konstantin korotkov 301 08.jpg|<small>Теплоход 301 проекта "Константин Коротков" выходит в нижний бьеф из шлюза №2</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea nikolaj karamzin 301 churche 08.jpg|<small>Теплоход 301 проекта "Николай Карамзин" на Клязьминском водохранилищ</small>
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz high konstantin korotkov 301 08.jpg|<small>Теплоход 301 проекта "Константин Коротков" в шлюзе №2</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea hlebnikov zaton savelovo rail way bridge 08.jpg|<small>Хлебниковский затон на Клязьминском водохранилище и мост Савеловской железной дороги через Канал имени Москвы
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz high vorota 08.jpg|<small>Верхние ворота шлюза №2</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal yaht port 08.jpg|<small>Московский яхтенный порт на Канале имени Москвы</small>
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz stenka 08.jpg|<small>Стенка шлюза №2</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea auto bridge dmitrov way08.jpg|<small>Мост Дмитровского шоссе через Канал имени Москвы на Клязьминском водохранилище</small>
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz lestnica 08.jpg|<small>Лестница в шлюзе №2</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal auto bridge dmitrov way tatishevo 2sluz dmitrov 08.jpg|<small>Автомобильный мост у Татищева между шлюзом №2 и [[Дмитров|Дмитровом]]</small>
+
  
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===от шлюза №3 до шлюза №4===
+
====Пяловское водохранилище====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow kanal 3 sluz niz voda vyhodit 08.jpg|<small>Опорожнение камеры шлюза №3</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal duna 08.jpg|<small>"Дюна" на Канале имени Москвы</small>
Изображение:Ru moscow kanal 3 sluz niz nasos station 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №3 и насосную станцию "Яхрома"</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal vitenevo pjalovskoe sea churche uspenija presvjatoj bogorodici 08.jpg|<small>Церковь Успения Пресвятой Богородицы у пристани "Витенёво" на Пяловском водохранилище</small>
Изображение:Ru moscow kanal 3 sluz voda zapolnjaet 08.jpg|<small>Заполнение водой камеры шлюза №3</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal auto bridge yahroma 08.jpg|<small>Автомобильный мост через Канал имени Москвы в Яхроме</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal dedenevo rail way bridge savelovo 08.jpg|<small>Железнодорожный мост Савеловского направления через Канал имени Москвы у Деденево</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal dmitrov way yahroma 08.jpg|<small>Канал имени Москвы и Дмитровское шоссе у Яхромы</small>
+
  
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===от шлюза №4 до шлюза №5===
+
====Пестовское водохранилище====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz niz 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №4</small>
+
|<small></small>
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz nasos station 08.jpg|<small>Насосная станция "Комсомольская" шлюза №4</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz nasos station high 08.jpg|<small>Вид с верхнего бьефа на шлюз №4 и насосную станцию "Комсомольская"</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz dedenevo 4asovnja novomu4enikov rossijskih 2007 08.jpg|<small>Часовня Новомученников Российских, построенная в 2007 году в Деденево у шлюза №4</small>
+
 
+
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===от шлюза №5 до шлюза №6===
+
====Икшинское водохранилище====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow kanal 5 sluz niz sergej esenin q065 08.jpg|<small>Теплоход проекта q065 "Сергей Есенин" выходит в нижний бьеф из шлюза №5</small>
+
|<small></small>
Изображение:Ru moscow kanal 5 sluz nasos station 08.jpg|<small>Вид с верхнего бьефа на шлюз №5 и насосную станцию "Икша-2"</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 5 sluz high deva 08.jpg|<small>Скульптура девушки с корабликом на верхнем бьефе шлюза №5</small>
+
 
+
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===шлюз №6 и Икшинское водохранилище===
+
===Волжский склон===
 +
====шлюз №6====
 
<gallery>
 
<gallery>
 
Изображение:Ru moscow kanal 6 sluz niz 08.jpg|<small>Нижний бьеф шлюза №6 Канала имени Москвы</small>
 
Изображение:Ru moscow kanal 6 sluz niz 08.jpg|<small>Нижний бьеф шлюза №6 Канала имени Москвы</small>
Строка 125: Строка 102:
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===Пестовское водохранилище===
+
====от шлюза №6 до шлюза №5====
 
<gallery>
 
<gallery>
|<small></small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 5 sluz niz sergej esenin q065 08.jpg|<small>Теплоход проекта q065 "Сергей Есенин" выходит в нижний бьеф из шлюза №5</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 5 sluz nasos station 08.jpg|<small>Вид с верхнего бьефа на шлюз №5 и насосную станцию "Икша-2"</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 5 sluz high deva 08.jpg|<small>Скульптура девушки с корабликом на верхнем бьефе шлюза №5</small>
 +
 
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===Пяловское водохранилище===
+
====от шлюза №5 до шлюза №4====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow kanal duna 08.jpg|<small>"Дюна" на Канале имени Москвы</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz niz 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №4</small>
Изображение:Ru moscow kanal vitenevo pjalovskoe sea churche uspenija presvjatoj bogorodici 08.jpg|<small>Церковь Успения Пресвятой Богородицы у пристани "Витенёво" на Пяловском водохранилище</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz nasos station 08.jpg|<small>Насосная станция "Комсомольская" шлюза №4</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz nasos station high 08.jpg|<small>Вид с верхнего бьефа на шлюз №4 и насосную станцию "Комсомольская"</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 4 sluz dedenevo 4asovnja novomu4enikov rossijskih 2007 08.jpg|<small>Часовня Новомученников Российских, построенная в 2007 году в Деденево у шлюза №4</small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===Клязьминское водохранилище===
+
====от шлюза №4 до шлюза №3====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea ostov 08.jpg|<small>Остов теплохода на Клязьминском водохранилище</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 3 sluz niz voda vyhodit 08.jpg|<small>Опорожнение камеры шлюза №3</small>
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea 08.jpg|<small>Клязьминское водохранилище</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 3 sluz niz nasos station 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №3 и насосную станцию "Яхрома"</small>
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea nikolaj karamzin 301 churche 08.jpg|<small>Теплоход 301 проекта "Николай Карамзин" на Клязьминском водохранилищ</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 3 sluz voda zapolnjaet 08.jpg|<small>Заполнение водой камеры шлюза №3</small>
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea hlebnikov zaton savelovo rail way bridge 08.jpg|<small>Хлебниковский затон на Клязьминском водохранилище и мост Савеловской железной дороги через Канал имени Москвы
+
Изображение:Ru moscow kanal auto bridge yahroma 08.jpg|<small>Автомобильный мост через Канал имени Москвы в Яхроме</small>
Изображение:Ru moscow kanal yaht port 08.jpg|<small>Московский яхтенный порт на Канале имени Москвы</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal dedenevo rail way bridge savelovo 08.jpg|<small>Железнодорожный мост Савеловского направления через Канал имени Москвы у Деденево</small>
Изображение:Ru moscow kanal kljazma sea auto bridge dmitrov way08.jpg|<small>Мост Дмитровского шоссе через Канал имени Москвы на Клязьминском водохранилище</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal dmitrov way yahroma 08.jpg|<small>Канал имени Москвы и Дмитровское шоссе у Яхромы</small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===Химкинское водохранилище и шлюз №7===
+
====от шлюза №3 до шлюза №2====
 
<gallery>
 
<gallery>
Изображение:Ru moscow north river station 08.jpg|<small>Северный речной вокзал [[Москва|Москвы]]</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz niz view 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №2</small>
Изображение:Ru moscow kanal him sea konstantin korotkov 301 08.jpg|<small>Название=Теплоход 301 проекта "Константин Коротков" на Химкинском водохранилище</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz niz nasos station 08.jpg|<small>Вид с нижнего бьефа на шлюз №2 и насосную станцию "Темпы"</small>
Изображение:Ru moscow kanal him sea ilja muromec 588 08.jpg|<small>Теплоход 588 проекта "Илья Муромец" на Химкинском водохранилище</small>
+
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz niz konstantin korotkov 301 08.jpg|<small>Теплоход 301 проекта "Константин Коротков" выходит в нижний бьеф из шлюза №2</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz high konstantin korotkov 301 08.jpg|<small>Теплоход 301 проекта "Константин Коротков" в шлюзе №2</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz high vorota 08.jpg|<small>Верхние ворота шлюза №2</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz stenka 08.jpg|<small>Стенка шлюза №2</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal 2 sluz lestnica 08.jpg|<small>Лестница в шлюзе №2</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal auto bridge dmitrov way tatishevo 2sluz dmitrov 08.jpg|<small>Автомобильный мост у Татищева между шлюзом №2 и [[Дмитров|Дмитровом]]</small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===от шлюза №7 до шлюза №8===
+
====от шлюза №2 до [[Московское море|Московского моря]] и шлюза №1====
 +
<gallery>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal plotina ges 08.jpg|<small>Иваньковская гидроэлектростанция около [[Дубна|Дубны]]</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 vyhod 08.jpg|<small>Нижний бьеф шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - [[Угличское водохранилище]]</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 niznie tor 08.jpg|<small>Нижние ворота шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - выход в [[Угличское водохранилище]]</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 tunnel 08.jpg|<small>Автомобильный туннель (слева) под шлюзом №1 Канала имени Москвы около [[Дубна|Дубны]]</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 high bjef 08.jpg|<small>Вид шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны с верхнего бьефа</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal sluz 1 high tor 08.jpg|<small>Верхние ворота шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal lenin monument 08.jpg|<small>Монумент Ленину у шлюза №1 Канала имени Москвы в Московском море</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna lenin monument fragment 08.jpg|<small>Фрагмент задней части памятника Ленину, где он чешет попу, у шлюза №1 [[Канал имени Москвы|Канала имени Москвы]]</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal bolshaja volga 08.jpg|<small>Канал имени Москвы у выхода из Московского моря</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal majak 08.jpg|<small>Маяк у выхода Канала имени Москвы из Московского моря</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna canal parom 08.jpg|<small>Троссовая паромная переправа №1 в Тверскую область через Канал имени Москвы около [[Дубна|Дубны]]</small>
 +
Изображение:Ru moscow region dubna kanal entrance 08.jpg|<small>Стелла на берегу Канала имени Москвы у въезда в [[Дубна|Дубну]] со стороны [[Москва|Москвы]]</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal bridge sestra river 08.jpg|<small>Канал имени Москвы проходит над рекой Сестрой около Дубны. Рядом - железнодорожный мост</small>
 +
Изображение:Ru moscow kanal ferry 3 meldino 08.jpg|<small>Тросовая переправа №3 через Канал имени Москвы у Мельдино</small>
 +
 
 +
</gallery>
 +
 
 +
===Московский склон===
 +
 
 +
====от шлюза №7 до шлюза №8====
 
<gallery>
 
<gallery>
 
|<small></small>
 
|<small></small>
Строка 162: Строка 170:
 
</gallery>
 
</gallery>
  
===от шлюза №8 до шлюза №9===
+
====от шлюза №8 до шлюза №9====
 
<gallery>
 
<gallery>
 
|<small></small>
 
|<small></small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>

Версия 09:28, 23 мая 2008

Содержание

Коротко о канале

Канал имени Москвы - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около Дубны, и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города Москвы. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории Московской области и Москвы и имеет три основных участка:

  • Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в Икше. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды Московского моря (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 32 метров, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала Угличского водохранилища - около 38 метров;
  • Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.
Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
  • Московский склон - участок протяженностью около 7 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом участке около 4-х часов.

Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москва-реке.

История канала

По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I, что не было осуществлено. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от Солнечногорска в Московской области. Однако в 1920-х годах в связи с резким увеличением численности населения Москвы и развитием промышленных производств остро встал вопрос нехватки воды в городе. В 1929 году обсуждался вопрос о строительстве трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше Можайска, но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Рассматривались три варианта канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через Клин с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.

Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных "Дмитровлага" ("Дмитлага") под руководством органов НКВД. Все до единого начальники строительства были евреями. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - Нижний Новгород) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".

Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский шлюз и плотина, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.

Расстояния:

Шлюз №7 - шлюз№1 = 122 км

Долгопрудный – шлюз №6 (Икша) = 34 км

шлюз №6 – шлюз №5 = 2,5 км

шлюз №5 – шлюз №4 = 7,5 км

шлюз №4 – шлюз №3 = 4 км

шлюз №3 – шлюз №2 = 43 км

шлюз №2 – шлюз №1 = 16,5 км

шлюз №1 – Угличский шлюз = 145 км

Угличский шлюз – впадение Волги в Рыбинское вдхр. = 80 км

Впадение р. Волги в Рыбинское вдхр. – о. Святовский мох = 20 км

Северный порт

Путешествие по каналу

Осматривать Канал имени Москвы лучше всего с воды. Разумеется, к каждому из шлюзов можно подъехать на автомобиле, велосипеде или подойти пешком, но это все-равно, что придти в театр и весь спектакль провести в буфете. Только два комплекса гидросооружений можно и нужно осмотреть с суши - Иваньковский гидроузел в Дубне и участок между шлюзами №7 и №9 в Москве. На последнем участке пассажирского движения нет, потому что, несмотря на его короткую длину, процесс шлюзования занимает около 4-х часов. Кроме того, наблюдать за процессом шлюзования судов удобнее всего с пешеходного мостика над шлюзом №6, расположенного у железнодорожной станции "Икша" савеловского направления.

У шлюза №4, расположенном у железнодорожной станции "Турист" савеловского направления, в здании Яхромского района гидротехнических сооружений работает Музей канала имени Москвы. Его посещение возможно только по предварительной договоренности, так как экскурсовод приедет из Москвы. Телефоны: +7(905)770-94-38, Галина Александровна - директор музея, +7(495)626-99-92 - справочная канала.

Совершить водное путешествие по каналу можно в период навигации с конца апреля до начала октября. К сожалению, транспортные теплоходные линии, когда пассажир мог купить билет и сойти на любой пристани, давно отменены. По каналу ходят только круизные теплоходы. Удовольствие это не дешевое. Самый короткий и недорогой круиз из Москвы в Конаково, Тверь, Углич или в Мышкин продолжительностью три дня, две ночи, в 2008 году обойдется минимум в 200-300 евро на человека. Обладая пусть небольшим, но моторным судном, тоже можно пройти по каналу. Для этого судно надо зарегистрировать в отделе навигационного обслуживания "Канала имени Москвы" (телефон: +7(495)491-90-15). Плавание на байдарках, лодках и парусных судах без двигателя по шлюзованному участку канала запрещено.

Шлюзование и проход по каналу, так называемое "навигационное обслуживание", для судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в том числе пассажиров, платное, и за навигацию может составлять несколько тысяч евро. Для частных прогулочных судов - всё бесплатно, нужно лишь зарегистрировать судно. В начале 2000-х годов были навигации, когда с частников тоже брали деньги, но относительно небольшие - 200-300 евро за навигацию.

Речные круизы начинаются с Северного речного вокзала Москвы. Поэтому с него удобнее начать рассказ о достопримечательностях канала. При этом будем помнить, что канал и нумерация шлюзов начинается от Волги в районе Дубны, и вода поступает вверх, в водохранилища, оттуда, против нашего движения.

Водохранилища

Химкинское водохранилище

Клязьминское водохранилище

Пяловское водохранилище

Пестовское водохранилище

Икшинское водохранилище

Волжский склон

шлюз №6

от шлюза №6 до шлюза №5

от шлюза №5 до шлюза №4

от шлюза №4 до шлюза №3

от шлюза №3 до шлюза №2

от шлюза №2 до Московского моря и шлюза №1

Московский склон

от шлюза №7 до шлюза №8

от шлюза №8 до шлюза №9

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты