Канал имени Москвы

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 3: Строка 3:
 
[[Категория:Московская область]]
 
[[Категория:Московская область]]
  
 +
==Коротко о канале==
 
'''Канал имени Москвы''' - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около [[Дубна|Дубны]], и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города [[Москва|Москвы]]. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории [[Московская область|Московской области]] и Москвы и имеет три основных участка:
 
'''Канал имени Москвы''' - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около [[Дубна|Дубны]], и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города [[Москва|Москвы]]. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории [[Московская область|Московской области]] и Москвы и имеет три основных участка:
*Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в [[Икша|Икше]]. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды [[Московское море|Московского моря]] (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет 32 метра, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала [[Угличское водохранилище|Угличского водохранилища]] - 38 метров;
+
*Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в [[Икша|Икше]]. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды [[Московское море|Московского моря]] (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 32 метров, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала [[Угличское водохранилище|Угличского водохранилища]] - около 38 метров;
*Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.  
+
*Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]], находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.  
 
:Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
 
:Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
*Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое.  
+
*Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом участке около 4-х часов.   
 +
 
 +
Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москва-реке.  
  
 
==История канала==
 
==История канала==
Строка 39: Строка 42:
  
 
[http://www.northport.ru/ Северный порт]
 
[http://www.northport.ru/ Северный порт]
 +
 +
==Путешествие по каналу==
 +
Осматривать Канал имени Москвы лучше всего с воды. Разумеется, к каждому из шлюзов можно подъехать на автомобиле, велосипеде или подойти пешком, но это все-равно, что придти в театр и весь спектакль провести в буфете. Только два комплекса гидросооружений можно и нужно осмотреть с суши - Иваньковский гидроузел в [[Дубна|Дубне]] и участок между шлюзами №7 и №9 в [[Москва|Москве]]. На последнем участке пассажирского движения нет, потому что, несмотря на его короткую длину, процесс шлюзования занимает около 4-х часов. Кроме того, наблюдать за процессом шлюзования судов удобнее всего с пешеходного мостика над шлюзом №6, расположенного у железнодорожной станции "[[Икша]]" [[Вокзалы Москвы#Савеловский|савеловского направления]].
 +
 +
У шлюза №4, расположенном у железнодорожной станции "Турист" [[Вокзалы Москвы#Савеловский|савеловского направления]], в здании Яхромского района гидротехнических сооружений работает Музей канала имени Москвы. Его посещение возможно '''только по предварительной договоренности,''' так как экскурсовод приедет из Москвы. Телефоны: +7(905)770-94-38, Галина Александровна - директор музея, +7(495)626-99-92 - справочная канала.
 +
 +
Совершить водное путешествие по каналу можно в период навигации с конца апреля до начала октября. К сожалению, транспортные теплоходные линии, когда пассажир мог купить билет и сойти на любой пристани, давно отменены. По каналу ходят только круизные теплоходы. Удовольствие это не дешевое. Самый короткий и недорогой круиз из Москвы в [[Конаково]], [[Тверь]], [[Углич]] или в [[Мышкин]] продолжительностью три дня, две ночи, в 2008 году обойдется минимум в 200-300 евро на человека. Обладая пусть небольшим, но моторным судном, тоже можно пройти по каналу. Для этого судно надо зарегистрировать в отделе навигационного обслуживания [http://www.fgup-kim.ru/ "Канала имени Москвы"] (телефон: +7(495)491-90-15). Плавание на байдарках, лодках и парусных судах без двигателя по шлюзованному участку канала запрещено.
 +
 +
Шлюзование и проход по каналу, так называемое "навигационное обслуживание", для судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в том числе пассажиров, платное, и за навигацию может составлять несколько тысяч евро. Для частных прогулочных судов - всё бесплатно, нужно лишь зарегистрировать судно. В начале 2000-х годов были навигации, когда с частников тоже брали деньги, но относительно небольшие - 200-300 евро за навигацию.
 +
 +
Речные круизы начинаются с [[Водный транспорт Москвы|Северного речного вокзала]] [[Москва|Москвы]]
 +
  
 
===от [[Московское море|Московского моря]] и шлюза №1 до шлюза №2===
 
===от [[Московское море|Московского моря]] и шлюза №1 до шлюза №2===

Версия 09:12, 23 мая 2008

Содержание

Коротко о канале

Канал имени Москвы - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около Дубны, и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города Москвы. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории Московской области и Москвы и имеет три основных участка:

  • Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в Икше. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды Московского моря (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет около 32 метров, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала Угличского водохранилища - около 38 метров;
  • Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.
Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
  • Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты около 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое, потому что время прохождения всех шлюзов на этом участке около 4-х часов.

Уровни перепада воды указаны приблизительно, они зависят от меняющихся уровней воды в Московском море, водохранилищах и Москва-реке.

История канала

По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I, что не было осуществлено. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от Солнечногорска в Московской области. Однако в 1920-х годах в связи с резким увеличением численности населения Москвы и развитием промышленных производств остро встал вопрос нехватки воды в городе. В 1929 году обсуждался вопрос о строительстве трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше Можайска, но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Рассматривались три варианта канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через Клин с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.

Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных под руководством органов НКВД. Все до единого начальники строительства были евреями. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - Нижний Новгород) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".

Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский шлюз и плотина, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.

Расстояния:

Шлюз №7 - шлюз№1 = 122 км

Долгопрудный – шлюз №6 (Икша) = 34 км

шлюз №6 – шлюз №5 = 2,5 км

шлюз №5 – шлюз №4 = 7,5 км

шлюз №4 – шлюз №3 = 4 км

шлюз №3 – шлюз №2 = 43 км

шлюз №2 – шлюз №1 = 16,5 км

шлюз №1 – Угличский шлюз = 145 км

Угличский шлюз – впадение Волги в Рыбинское вдхр. = 80 км

Впадение р. Волги в Рыбинское вдхр. – о. Святовский мох = 20 км

Северный порт

Путешествие по каналу

Осматривать Канал имени Москвы лучше всего с воды. Разумеется, к каждому из шлюзов можно подъехать на автомобиле, велосипеде или подойти пешком, но это все-равно, что придти в театр и весь спектакль провести в буфете. Только два комплекса гидросооружений можно и нужно осмотреть с суши - Иваньковский гидроузел в Дубне и участок между шлюзами №7 и №9 в Москве. На последнем участке пассажирского движения нет, потому что, несмотря на его короткую длину, процесс шлюзования занимает около 4-х часов. Кроме того, наблюдать за процессом шлюзования судов удобнее всего с пешеходного мостика над шлюзом №6, расположенного у железнодорожной станции "Икша" савеловского направления.

У шлюза №4, расположенном у железнодорожной станции "Турист" савеловского направления, в здании Яхромского района гидротехнических сооружений работает Музей канала имени Москвы. Его посещение возможно только по предварительной договоренности, так как экскурсовод приедет из Москвы. Телефоны: +7(905)770-94-38, Галина Александровна - директор музея, +7(495)626-99-92 - справочная канала.

Совершить водное путешествие по каналу можно в период навигации с конца апреля до начала октября. К сожалению, транспортные теплоходные линии, когда пассажир мог купить билет и сойти на любой пристани, давно отменены. По каналу ходят только круизные теплоходы. Удовольствие это не дешевое. Самый короткий и недорогой круиз из Москвы в Конаково, Тверь, Углич или в Мышкин продолжительностью три дня, две ночи, в 2008 году обойдется минимум в 200-300 евро на человека. Обладая пусть небольшим, но моторным судном, тоже можно пройти по каналу. Для этого судно надо зарегистрировать в отделе навигационного обслуживания "Канала имени Москвы" (телефон: +7(495)491-90-15). Плавание на байдарках, лодках и парусных судах без двигателя по шлюзованному участку канала запрещено.

Шлюзование и проход по каналу, так называемое "навигационное обслуживание", для судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в том числе пассажиров, платное, и за навигацию может составлять несколько тысяч евро. Для частных прогулочных судов - всё бесплатно, нужно лишь зарегистрировать судно. В начале 2000-х годов были навигации, когда с частников тоже брали деньги, но относительно небольшие - 200-300 евро за навигацию.

Речные круизы начинаются с Северного речного вокзала Москвы


от Московского моря и шлюза №1 до шлюза №2

от шлюза №2 до шлюза №3

от шлюза №3 до шлюза №4

от шлюза №4 до шлюза №5

от шлюза №5 до шлюза №6

шлюз №6 и Икшинское водохранилище

Пестовское водохранилище

Пяловское водохранилище

Клязьминское водохранилище

Химкинское водохранилище и шлюз №7

от шлюза №7 до шлюза №8

от шлюза №8 до шлюза №9

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты