Канал имени Москвы
Leo (обсуждение | вклад) |
Leo (обсуждение | вклад) |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
'''Канал имени Москвы''' - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около [[Дубна|Дубны]], и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города [[Москва|Москвы]]. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории [[Московская область|Московской области]] и Москвы и имеет три основных участка: | '''Канал имени Москвы''' - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около [[Дубна|Дубны]], и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города [[Москва|Москвы]]. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории [[Московская область|Московской области]] и Москвы и имеет три основных участка: | ||
− | *Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в [[Икша|Икше]]. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды [[Московское море|Московского моря]] (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет 32 метра, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала [[Угличское водохранилище|Угличского водохранилища]] - 38 метров; | + | *Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в [[Икша|Икше]]. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды [[Московское море|Московского моря]] (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет 32 метра, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала [[Угличское водохранилище|Угличского водохранилища]] - 38 метров; |
− | *Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом | + | *Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км. |
:Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть; | :Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть; | ||
− | *Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. | + | *Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое. |
==История канала== | ==История канала== | ||
− | По легенде, соединить Москву-реку с Волгой планировалось еще при Петре I. | + | По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I, что не было осуществлено. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от [[Солнечногорск|Солнечногорска]] в [[Московская область|Московской области]]. Однако в 1920-х годах в связи с резким увеличением численности населения Москвы и развитием промышленных производств остро встал вопрос нехватки воды в городе. В 1929 году обсуждался вопрос о строительстве трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше [[Можайск|Можайска]], но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Рассматривались три варианта канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через [[Клин]] с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить. |
+ | |||
+ | Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных под руководством органов НКВД. Все до единого начальники строительства были евреями. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - [[Нижний Новгород]]) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы". | ||
+ | |||
+ | Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский шлюз и плотина, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище. | ||
Расстояния: | Расстояния: |
Версия 01:22, 23 мая 2008
Канал имени Москвы - искусственный водный путь, начинающийся из реки Волги около Дубны, и заканчивающийся Карамышевской плотиной и шлюзом на Москве-реке в черте города Москвы. Расстояние между этими точками составляет около 128 км. Канал проходит по территории Московской области и Москвы и имеет три основных участка:
- Волжский склон - от шлюза №1 в Дубне до шлюза №6 в Икше. На этом участке длиной около 74 км находятся Иваньковская плотина, удерживающая воды Московского моря (Иваньковского водохранилища), гидроэлектростанция, 6 шлюзов, 5 насосных станций, подающих воду вверх к следующему участку и две троссовых переправы через канал. Между шлюзами №1 и №2 под каналом в трубе протекает река Сестра. Перепад высот от уровня Московского моря до верхнего бьефа шлюза №6 составляет 32 метра, а от уровня нижнего бьефа шлюза №1 - начала Угличского водохранилища - 38 метров;
- Водохранилища - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское, заканчивающееся плотиной, шлюзом №7 и деривационным каналом со Сходненской гидроэлектростанцией, впадающем в реку Сходню. Это - самый высокий участок канала, 156 м над уровнем Балтийского моря или приблизительно 32 метра над уровнем Московского моря. Протяженность судового хода по этому участку до Северного речного вокзала, находящегося в Москве на Химкинском водохранилище - около 46 км, а до шлюза №7 - около 48 км. Таким образом общая протяженность пути от шлюза №1 до Северного речного вокзала - около 120-121 км.
- Кроме того, на этом участке расположены находящееся в стороне от основного судового хода Пироговское водохранилище с Пироговской плотиной и гидроэлектростанцией и вообще закрытое для судоходства и рыболовства Учинское (Акуловское) водохранилище, которое используется как отстойник для питьевой воды и отделено дамбами с донными отверстиями, что бы болтающийся на поверхности соседних водохранилищ мусор не смог сюда попасть;
- Московский склон - участок протяженностью около 8 км от шлюза №7 в московском районе Покровское-Стрешнево до Карамышевской плотины с Карамышевской гидроэлектростанцией и шлюза №9 в районе Мневников. На этом участке от Сходненской гидроэлектростанции и по шлюзам вода самотеком с высоты 36 метров поступает в Москва-реку. Пассажирское судоходство здесь практически не осуществляется, только грузовое.
История канала
По легенде, соединить Москву-реку с Волгой в судоходных целях планировалось еще при Петре I, что не было осуществлено. В 1826 году началось строительство канала между реками Сестрой, притоком Волги, и Истрой, притоком Москвы-реки. После четверти века работ строительство было прекращено. До наших дней сохранилась часть того проекта - Сенежское озеро и узкая протока недалеко от Солнечногорска в Московской области. Однако в 1920-х годах в связи с резким увеличением численности населения Москвы и развитием промышленных производств остро встал вопрос нехватки воды в городе. В 1929 году обсуждался вопрос о строительстве трубопровода длиной более 100 км из Оки, планировалось запрудить Истру, Рузу и Москва-реку выше Можайска, но расчеты показали недостаточность таких мер. В июне 1931 года было решено строить канал Москва-Волга, решающий кроме главной задачи - доставки воды в город и обводнения Москвы-реки, еще и не менее важную - создать глубоководный и короткий судоходный путь к Волге. Рассматривались три варианта канала: самотечный 230-ти километровый Старицкий, Шошинский через Клин с сетью насосных станций и, по кратчайшему пути, Дмитровский, который в июне 1932 года и было решено строить.
Строительство началось в августе 1933 года, в основном силами заключенных под руководством органов НКВД. Все до единого начальники строительства были евреями. 22 ноября 1935 года было закончено строительство Карамышевской плотины. 16 июля 1936 года река Сестра потекла по бетонной трубе под каналом. 23 марта 1937 года были опробованы щиты Иваньковской плотины, на три минуты Волга была остановлена. 27 марта волжскую воду пустили в канал. 6 апреля уровень воды в Московском море достиг проектного - 123 метра на уровнем Балтийского моря. 11 апреля катер "Чекист" совершил первый пробный рейс от шлюза №2 до шлюза №3. 17 апреля водой был заполнен весь канал. 2 мая с Волги по каналу впервые прошла флотилия судов, специально построенных в Горьком (ныне - Нижний Новгород) для эксплуатации на канале Москва-Волга. 15 июля 1937 года канал был открыт для регулярного движения судов. 7 сентября 1947 года в честь 800-летия Москвы канал был переименован в "Канал имени Москвы".
Одновременно со строительством канала был реконструирован Перервинский шлюз и плотина, находящиеся тогда у юго-восточной границы Москвы, построена плотина и шлюз на притоке Москва-реки Яузе в черте Москвы, были заново выстроены московские мосты, берега Москва-реки одеты в гранит, построено Истринское водохранилище.
Расстояния:
Шлюз №7 - шлюз№1 = 122 км
Долгопрудный – шлюз №6 (Икша) = 34 км
шлюз №6 – шлюз №5 = 2,5 км
шлюз №5 – шлюз №4 = 7,5 км
шлюз №4 – шлюз №3 = 4 км
шлюз №3 – шлюз №2 = 43 км
шлюз №2 – шлюз №1 = 16,5 км
шлюз №1 – Угличский шлюз = 145 км
Угличский шлюз – впадение Волги в Рыбинское вдхр. = 80 км
Впадение р. Волги в Рыбинское вдхр. – о. Святовский мох = 20 км
от Московского моря и шлюза №1 до шлюза №2
Иваньковская гидроэлектростанция около Дубны
Нижний бьеф шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - Угличское водохранилище
Нижние ворота шлюза №1 Канала имени Москвы около Дубны - выход в Угличское водохранилище
Автомобильный туннель (слева) под шлюзом №1 Канала имени Москвы около Дубны
Троссовая паромная переправа №1 в Тверскую область через Канал имени Москвы около Дубны
от шлюза №2 до шлюза №3
Автомобильный мост у Татищева между шлюзом №2 и Дмитровом
от шлюза №3 до шлюза №4
от шлюза №4 до шлюза №5
от шлюза №5 до шлюза №6
шлюз №6 и Икшинское водохранилище
Пестовское водохранилище
Пяловское водохранилище
Клязьминское водохранилище
Химкинское водохранилище и шлюз №7
Северный речной вокзал Москвы