Полгода в Шанхае

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{AdWords}}
 +
[[Категория:Шанхай]]
 +
 
В Шанхае я пробыл полгода и, хотя поездка эта была не туристической, а служебной – все же свободного времени у меня было достаточно, чтобы побродить по улицам этого огромного города, который в настоящее время интенсивно перестраивается и меняется буквально на глазах. Не буду доставать вас всевозможными статистическими данными и описанием известных достопримечательностей Шанхая, о которых можно узнать в любом туристическом справочнике, а просто постараюсь рассказать об этом городе и его жителях.
 
В Шанхае я пробыл полгода и, хотя поездка эта была не туристической, а служебной – все же свободного времени у меня было достаточно, чтобы побродить по улицам этого огромного города, который в настоящее время интенсивно перестраивается и меняется буквально на глазах. Не буду доставать вас всевозможными статистическими данными и описанием известных достопримечательностей Шанхая, о которых можно узнать в любом туристическом справочнике, а просто постараюсь рассказать об этом городе и его жителях.
  
Строка 22: Строка 25:
 
Вообще о китайцах у меня сложилось хорошее впечатление. Это веселые, очень трудолюбивые люди с минимальными потребностями, очень спортивные, динамичные, независимо от возраста. К иностранцам относятся хорошо, сочувственно, как бы говоря: «Ведь он не виноват, что не родился китайцем».
 
Вообще о китайцах у меня сложилось хорошее впечатление. Это веселые, очень трудолюбивые люди с минимальными потребностями, очень спортивные, динамичные, независимо от возраста. К иностранцам относятся хорошо, сочувственно, как бы говоря: «Ведь он не виноват, что не родился китайцем».
  
'''Автор:'''
+
'''Автор:''' '''Ершов Юрий ([[Пущино]])''', осень 2005 года

Текущая версия на 13:15, 30 ноября 2006

В Шанхае я пробыл полгода и, хотя поездка эта была не туристической, а служебной – все же свободного времени у меня было достаточно, чтобы побродить по улицам этого огромного города, который в настоящее время интенсивно перестраивается и меняется буквально на глазах. Не буду доставать вас всевозможными статистическими данными и описанием известных достопримечательностей Шанхая, о которых можно узнать в любом туристическом справочнике, а просто постараюсь рассказать об этом городе и его жителях.

Первое впечатление – это впечатление какого-то хаоса, происходящего на улицах. Широкие, двухуровневые магистрали, по которым проносятся, непрерывно сигналя, автомобили самых различных марок и в тоже время огромная масса велосипедов, мопедов, мотоциклов, снующих в этом ревущем потоке, производят впечатление столпотворения и, кажется, что еще чуть-чуть, и они передавят друг друга, но… этого «чуть-чуть» как раз и не происходит. Практически все магистрали и улицы в городе имеют велосипедные дорожки, но шанхайские велосипедисты ездят везде - и по тротуарам, и по дорогам – да и, вообще, создается впечатление, что велосипедист в Шанхае – это лицо неприкосновенное – он запросто может поехать поперек несущегося потока транспорта, и его пропустят, объедут, и никто при этом не возмутится. Терпимость водителей друг к другу просто поразительная. Представляю, какой бы мат стоял на улицах наших городов в подобных ситуациях. Но самые крутые – это водители общественного транспорта.

Стою на остановке автобуса. Надо сказать, что автобусы в Шанхае великолепные. Почти все они оборудованы кондиционерами, телевизорами и ходят часто – так что не бывают переполненными даже в часы пик. Так вот, жду автобус. Перед остановкой идет непрерывный поток велосипедистов. Приближается автобус, скорость приличная. Ну, думаю, мимо проскочит, но ничего подобного. Включив правый поворотник, и надавив на клаксон, не обращая внимания на кучу велосипедистов около его правого борта, автобус буквально врезается в этот поток, подъезжая к остановке. Как стая мелких рыбешек, велосипедисты разбегаются кто куда – на тротуар, на основную дорогу, и при этом никто не падает, и, главное, никого не давят. Переходить дорогу, даже по пешеходному переходу, дело не столько опасное, сколько страшное. Если будешь стоять и терпеливо ждать, когда проедет весь кажущийся потенциально опасным транспорт – улицу не перейдешь никогда, т.к. в Китае правый поворот разрешен на любой сигнал светофора. Надо просто смело идти с одинаковой скоростью по переходу, и тебя пропустят или объедут. Китайцы – люди подвижные, с хорошей реакцией, и, на мой взгляд, этими своими качествами создают о себе не совсем верное впечатление. Мне часто приходилось слышать, что они никогда не уступают дорогу, вероломные, наглые,– не знаю – мне так не показалось. Даже наоборот - они участливые, всегда стараются помочь.

Судите сами. Как-то я, возвращаясь в гостиницу после прогулки по городу, сел не на тот автобус и понял это только тогда, когда он доехал уже до конечной остановки. Не представляя, как мне теперь добраться до гостиницы, я подошел к кондуктору и, показав ей свою визитку, на которой был адрес гостиницы, жестами постарался разузнать, как мне теперь отсюда выбраться. Из объяснения, а в основном из жеста направленного на автобус, стоящий на остановке напротив, я понял, что мне надо сесть именно на него, что я и сделал. Купил билет, удобно устроился на сидении – жду отправления. Вдруг в автобус влетает моя кондукторша, забирает у меня билет, отдает его водителю, возвращает деньги и выводит из автобуса. Потом доводит до угла и показывает остановку, на которой я должен сесть на нужный мне автобус. Вряд ли бы в Москве со мной стали так возиться.

А вот еще один забавный случай, произошедший со мной в Шанхае. Когда выдавался свободный день, я обычно брал схему Шанхая, выбирал себе маршрут, садился на автобус, доезжал до намеченной остановки, а обратно возвращался пешком, глазея по сторонам, набираясь впечатлений. Но этот день выдался пасмурный, холодный ветер совсем не располагал к прогулкам, и я решил никуда не ходить, а полежать на диване и посмотреть телевизор. Однако это занятие мне быстро надоело и, одевшись потеплее, взяв зонт, который, кстати, прилагался к гостиничному номеру как, скажем, полотенце, я вышел на улицу. Далеко идти не собирался – так, побродить по ближайшим окрестностям. Дорога была знакомая, ничего интересного, и, дойдя до канала, я решил свернуть и пройтись вдоль него. Приблизительно через километр дорогу мне преградил забор какой-то стройки. Возвращаться не хотелось, и я решил обойти эту стройку. Короче, через несколько поворотов я окончательно потерял ориентиры и заблудился. Занесло меня в какой-то квартал с узкими улочками, по которым, не спеша, ехали трехколесные грузовые велосипеды, до предела загруженные всевозможным мусором. Кучи мусора громоздились рядом с убогими жилищами, и на них копошились в основном женщины и дети.

Надо сказать, что старые улицы Шанхая похожи на наши гаражные кооперативы, с гаражей которых сняли все ворота, а в этих гаражах (назовем их боксами) располагается все, что угодно – магазинчики, мастерские, кафешки. Видимо, когда-то давно кварталы Шанхая имели четкую специализацию. Например – квартал гончаров, квартал кондитеров, сапожников, портных и так далее. Сейчас это, хотя и не очень строго, тоже прослеживается в большинстве районов Шанхая.

Так вот, я попал, видимо, в квартал мусорщиков. Это были настоящие трущобы. В глубине серых, мрачных боксов ухали прессовочные машины, из окон убогих надстроек, располагавшихся на крышах этих боксов, торчали длинные шесты с развешенным на них бельем, такого же серого цвета. Сильный ветер гнал вдоль улиц целлофановые пакеты, сорванные с мусорных куч, эти пакеты периодически цеплялись за всякие выступы, шесты с бельем и, трепыхаясь, ужасно грохотали. Увидев бледнолицего, китайцы отрывались от работы и провожали меня удивленными взглядами, а самые храбрые из детишек даже забегали вперед, чтобы получше разглядеть. Вообще-то я часто бродил один по улицам Шанхая и никогда не боялся – китайцы обычно доброжелательны, кричат тебе вдогонку «Хело, хело», но здесь стало как-то жутковато. Мысленно похвалив себя за то, что взял с собой мало денег, я ускорил шаг, желая поскорее выбраться отсюда. Тем временем начал накрапывать дождь. Забежав под навес первой попавшейся забегаловки, я достал зонт, но он никак не хотел раскрываться. Дождь становился все сильнее, а навес из какой-то дырявой клеенки оказался ненадежной защитой, и я зашел внутрь этого бокса. Это была обычная небольшая закусочная. Два пластмассовых стола и несколько стульев. Обеденное время уже прошло, никого не было. Я сел на стул, продолжая возиться с зонтом, но тщетно. Пожилой китаец появился откуда-то из глубины этого помещения и с любопытством уставился на меня. «Нихао» - сказал я, пытаясь изобразить на своем лице улыбку. Он улыбнулся в ответ и начал что-то объяснять. Решив, что он хочет меня накормить, я отрицательно закрутил головой, показывая на свой зонт. Он быстро сообразил, в чем тут дело, подошел к выходу и жестом показал мне на противоположную сторону улицы. Там была мастерская мелкого ремонта. Через несколько секунд я был уже там.

Посередине бокса стоял токарный станок среднего размера, по периметру – сверлильные станки, тиски, в углу - куча железного хлама. Никого не было видно, но «виндусовая» заставка на засаленном экране грязного монитора говорила о том, что хозяин где-то рядом. В задней части этого бокса темнел проем. Я подошел к этому проему и заглянул вовнутрь. Хозяин тихо спал, свернувшись калачиком на просторном деревянном топчане. Ни подушки, ни одеяла. Под топчаном - куча обуви, на стальной трубе, на вешалках - всевозможная одежда от нижнего белья до пальто – вот и весь интерьер. Вообще, послеобеденный сон у китайцев – это святое. Даже в Армии и солдаты, и офицеры обязательно спят после обеда. Но этот явно перебирал – было уже половина четвертого... Для ремонта зонта мастеру понадобилось всего несколько минут. Несколько раз сложив и разложив зонт, он протянул его мне и показал три пальца. Это значило 3 юаня (10 руб.). Я протянул ему 10-ти юаневую банкноту и с помощью некоторых китайских и английских слов, а в основном жестами, попытался объяснить ему, что сдачи мне не надо, но я буду очень благодарен, если он проводит меня до ближайшей станции метро, или выведет на какую-нибудь дорогу, где можно поймать такси. В конце концов, он понял, что от него хотят, но провожать меня не стал, а взял клочок бумаги и начертил на нем ломаную линию со стрелками. «Цига дао» - сказал он, тыкая пальцем в рисунок. «Это путь» - мысленно перевел я, порадовавшись, что хоть что-то уже начал понимать по-китайски. От десяти юаней он отказался категорически, даже готов был вообще ничего не брать, но я все же нашел три монеты по 1 юаню и отдал ему. Такое поведение было странным, обычно китайцы считают «святым делом» содрать с иностранца побольше денег, но очень скоро я понял причину такой щепетильности. Прежде, чем чертеж китайца превратился на дожде в сплошную кляксу, я все же выбрался на какую-то широкую улицу и, встав на край тротуара, стал ловить такси.

Такси в Шанхае – это производимые в Китае «Фольксвагены Сантана», в основном, салатового или бледно-голубого цвета. Машины и водители выглядят совершенно одинаково – белые чехлы на сидениях, униформа на водителях и, обязательно, белые перчатки. Но, самое странное то, что таксисты не берут чаевых – это просто не принято в Китае. Через минуту около меня затормозил салатовый автомобиль с шашечками на боку. Я открыл заднюю дверь, и, усаживаясь на сидение, одновременно решил сложить зонт, но бесполезно – теперь он не складывался. Вымокнув до нитки вместе с шофером, пытавшимся мне помочь, я, в конце концов, просто выбросил этот зонт. Вряд ли стоит упрекать мастерового за некачественный ремонт, свои три юаня этот зонт отработал.

Уже, лежа на диване после горячего душа, я думал, почему же, почти в самом центре Шанхая, посреди огромных небоскребов сохранились такие трущобы. Гораздо более приличные кварталы безжалостно сносились, и на их месте начинали строиться современные высотные здания. По-моему все дело в мусоре. Огромный город производит его в большом количестве. В Китае очень популярно все разовое – разовые палочки, тарелки, всевозможные упаковки, пакеты. Все это, после использования бросается прямо на тротуары и тут же подбирается уборщиками. На всех улицах Шанхая в дневное время постоянно разносится звон колокольчика. Это сборщики мусора, медленно передвигаясь по краю дороги на трехколесных грузовых велосипедах, призывают хозяев мелких харчевен и магазинчиков за небольшую плату сдавать отходы своего производства. Мусор собирается, сортируется и отвозится на перерабатывающие предприятия. Этим частным бизнесом в Шанхае кормится огромная масса жителей. Снеси эти кварталы, и сразу куча проблем – чистота города, безработица. Вообще о китайцах у меня сложилось хорошее впечатление. Это веселые, очень трудолюбивые люди с минимальными потребностями, очень спортивные, динамичные, независимо от возраста. К иностранцам относятся хорошо, сочувственно, как бы говоря: «Ведь он не виноват, что не родился китайцем».

Автор: Ершов Юрий (Пущино), осень 2005 года

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты