Северная Двина

Материал из PDW — путешествия и туризм по городам и странам
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Пароход "Н.В.Гоголь")
(Великий Устюг)
 
(не показана 31 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 
{{AdWords}}  
 
{{AdWords}}  
[[Категория:Россия]]
 
 
[[Категория:Речные круизы в России]]
 
[[Категория:Речные круизы в России]]
 
[[Категория:Северная Двина]]
 
[[Категория:Северная Двина]]
  
'''Северная Двина''' - река длиною около 750 км, протекающая на севере Европейской части [[Россия|России]] через всю [[Архангельская область|Архангельскую область]] с юго-востока на северо-запад.
+
==О Северной Двине==
 
+
 
[[Изображение:Ru s dvina 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Северная Двина недалеко от впадения в неё [[Вычегда|Вычегды]] рядом с [[Котлас|Котласом]]</small>]]
 
[[Изображение:Ru s dvina 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Северная Двина недалеко от впадения в неё [[Вычегда|Вычегды]] рядом с [[Котлас|Котласом]]</small>]]
 +
 +
'''Северная Двина''' - река длиною около 750 км, протекающая на севере Европейской части [[Россия|России]] через всю [[Архангельская область|Архангельскую область]] с юго-востока на северо-запад.
  
 
Северная Двина не имеет истока: она образуется при слиянии реки [[Сухона|Сухоны]] и реки Юг у [[Великий Устюг|Великого Устюга]] в [[Вологодская область|Вологодской области]]. На протяжении около 60 км течёт на север, в [[Архангельская область|Архангельскую область]] к [[Котлас|Котласу]], где сливается с [[Вычегда|Вычегдой]]. На этом отрезке реку иногда называют "Малой Северной Двиной".  
 
Северная Двина не имеет истока: она образуется при слиянии реки [[Сухона|Сухоны]] и реки Юг у [[Великий Устюг|Великого Устюга]] в [[Вологодская область|Вологодской области]]. На протяжении около 60 км течёт на север, в [[Архангельская область|Архангельскую область]] к [[Котлас|Котласу]], где сливается с [[Вычегда|Вычегдой]]. На этом отрезке реку иногда называют "Малой Северной Двиной".  
  
 
На всём протяжении Северная Двина имеет множество рукавов и островов, в неё впадают ручьи и реки: Уфтюга, Верхняя и Нижняя Тоймы, Вага, Емца и другие. На севере недалеко от [[Архангельск|Архангельска]] справа в Северную Двину впадает река Пинега, которая соединена несудоходным ныне каналом с рекой Кулой, впадающей северо-восточнее в Мезенскую губу [[Белое море|Белого моря]]. В Архангельске образуется дельта Северной Двины, имеющая три крупных рукава: Корабельный, Мурманский и Никольский, впадающие в Двинскую губу [[Белое море|Белого моря]]. У впадения Никольского рукава расположен город [[Северодвинск]].  
 
На всём протяжении Северная Двина имеет множество рукавов и островов, в неё впадают ручьи и реки: Уфтюга, Верхняя и Нижняя Тоймы, Вага, Емца и другие. На севере недалеко от [[Архангельск|Архангельска]] справа в Северную Двину впадает река Пинега, которая соединена несудоходным ныне каналом с рекой Кулой, впадающей северо-восточнее в Мезенскую губу [[Белое море|Белого моря]]. В Архангельске образуется дельта Северной Двины, имеющая три крупных рукава: Корабельный, Мурманский и Никольский, впадающие в Двинскую губу [[Белое море|Белого моря]]. У впадения Никольского рукава расположен город [[Северодвинск]].  
 +
 +
Каждые пять километров на берегах Северной Двины установлены километровые таблички.
  
 
Через реку [[Сухона|Сухону]] и [[Кубенское озеро]], посредством каналов со шлюзами - Северо-Двинской водной системой - Северная Двина соединена с [[Волго-Балт|Волго-Балтийским водным путём]].  
 
Через реку [[Сухона|Сухону]] и [[Кубенское озеро]], посредством каналов со шлюзами - Северо-Двинской водной системой - Северная Двина соединена с [[Волго-Балт|Волго-Балтийским водным путём]].  
  
Северная Двина на всём протяжении судоходна, однако, с конца июня-начала июля заметно мелеет, что делает её, при отсутствии дноуглубительных работ, труднопроходимой для судов с большой, более 1 метра, осадкой. В настоящее время круизы по Северной Двине от [[Архангельск|Архангельска]] до [[Котлас|Котласа]] и обратно, а так же из Архангельска в [[Северодвинск]], осуществляет лишь один туристический корабль - пароход "Н.В.Гоголь". Транспортные пассажирские линии обслуживаются скоростными теплоходами "Заря", которые перевозят пассажиров по маршрутам из [[Архангельск|Архангельска]] в [[Верхняя Тойма|Верхнюю Тойму]] и из [[Котлас|Котласа]] по Северной Двине и [[Вычегда|Вычегде]] в [[Сольвычегодск]], [[Коряжма|Коряжму]] и далее километров на 100 выше по течению.
+
[[Изображение:Ru v ustug suhona jug s dvina 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Слияние [[Сухона|Сухоны]] и Юга в Северную Двину у [[Великий Устюг|Великого Устюга]]</small>]]
  
Автомобильное шоссе [[Архангельск]] - [[Котлас]] проходит по левому берегу Северной Двины. Населённые пункты правого берега связаны с шоссе и между собой местными паромными линиями. За автомобильные паромы и подъезды к ним отвечает [http://www.ador.ru:8101/ Архангельский автодор], который публикует на своём сайте информацию о работе паромов и состоянии дорог.
+
Северная Двина на всём протяжении судоходна, однако, с конца июня-начала июля заметно мелеет, что делает её, при отсутствии дноуглубительных работ, труднопроходимой для судов с большой, более 1 метра, осадкой. В настоящее время круизы по Северной Двине от [[Архангельск|Архангельска]] до [[Котлас|Котласа]] и обратно, а так же из Архангельска в [[Северодвинск]], осуществляет лишь один туристический корабль - пароход "Н.В.Гоголь". Транспортные пассажирские линии обслуживаются скоростными теплоходами "Заря", принадлежащими [http://www.nrsl.net/ "Северному речному пароходству"], которые перевозят пассажиров по маршрутам из [[Архангельск|Архангельска]] в [[Верхняя Тойма|Верхнюю Тойму]] и из [[Котлас|Котласа]] по Северной Двине и [[Вычегда|Вычегде]] в [[Сольвычегодск]], [[Коряжма|Коряжму]] и далее километров на 100 выше по течению.  
 +
 
 +
Стационарных мостов, соединяющих правый и левый берега Северной Двины, четыре: Северодвинский автомобильно-железнодорожный и, чуть выше по течению, автомобильный Краснофлотский мосты в [[Архангельск|Архангельске]]; два других - через 600 км в [[Котлас|Котласе]]: автомобильный и железнодорожный.
 +
 
 +
[[Изображение:Ru arkhangelsk bridge severodvinsky 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Подъёмная часть Северодвинского моста через Северную Двину в [[Архангельск|Архангельске]]</small>]]
 +
 
 +
[[:Изображение:Ru arkhangelsk bridge severodvinsky view 08.JPG|Северодвинский "старый" мост]] через Северную Двину, начатый строительством в 1958 году и вступивший в эксплуатацию в декабре 1964 года, был первым мостом, связавшим правый и левый берега реки. В то время являлся крупнейшим в [[Европа|Европе]]. Совмещённый железнодорожно-автомобильный мост длиной 800 метров имеет пять пролетов. Центральный пролет моста шириной 70 метров между опорами 3-4 подъёмный.
 +
 
 +
[[:Изображение:Ru arkhangelsk bridge krasnoflotsky 08.JPG|Краснофлотский "новый" мост]], построенный в 1990 году, - автомобильный, длиной около 3 км, расположен между Архангельском и [[Новодвинск|Новодвинском]] и проходит через остров Краснофлотский. Один из пролетов у левого берега реки - подъёмный.
 +
 
 +
В [[Котлас|Котласе]] через Северную Двину перекинуты [[:Изображение:Ru kotlas bridge 08.JPG|два моста]]: железнодорожный, открытый летом 1942 года, и автомобильный, введённый в эксплуатацию осенью 2001 года.
 +
 
 +
'''Северо-Двинское речное пароходство''' начало свою деятельность в июне 1858 года, когда из [[Архангельск|Архангельска]] в [[Великий Устюг]] отправился в первый рейс пароход "Двина". Зимой 1899 года село Котласское (ныне город [[Котлас]]), расположенное в 600 км на юго-восток от Архангельска у начала Северной Двины - стало конечным пунктом открывшейся железной дороги [[Пермь]] - Вятка (ныне [[Киров]]) - Котлас. Здесь товары, в-основном, зерно, прибывшие по железной дороге, перегружались на баржи и пароходы и отправлялись по Северной Двине в Архангельск. К началу 20 века на Северной Двине работали суда 15 пароходств, крупнейшим из которых было Северное пароходное общество "Котласъ-Архангельскъ-Мурманъ", учреждённое в 1898 году. Первый грузовой пароход этого общества отправился с зерном из Котласа в Архангельск в 1899 году. Пароходы Общества возили и пассажиров. Одним из пасажирских пароходов, заложенных по заказу Общества в 1910 году на Сормовском заводе в [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]], стал двухпалубный колёсный пароход "Н.В.Гоголь".
 +
 
 +
<gallery>
 +
Изображение:Ru s dvina delta 08.JPG|<small>Дельта Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru s dvina abend 08.JPG|<small>Вечером на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru s dvina zakat 08.JPG|<small>Закат на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru s dvina belaja nicht 08.JPG|<small>Восход солнца на Северной Двине</small>
 +
 
 +
Изображение:Ru s dvina boat racer 08.JPG|<small>Наперегонки с пароходом</small>
 +
Изображение:Ru s dvina zarjanka boat 08.JPG|<small>Теплоход для обслуживания навигационной обстановки "Зарянка" на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru s dvina 5 pogruzka lesa 08.JPG|<small>Погрузка леса на баржи на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru s dvina kosomolec vologdy 08.JPG|<small>Буксир проекта Р-14 "Комсомолец Вологды" плывет за лесом по Северной Двине</small>
 +
 
 +
Изображение:Ru s dvina boat lesovoz 08.JPG|<small>Буксир проекта Р-14 на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru s dvina plotovod 08.JPG|<small>Буксир на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru s dvina buksir tolka4 911 proekt arhreb 2 08.JPG|<small>Буксир-толкач проекта 900 "Архрэб-2" на Северной Двине</small>
 +
 
 +
</gallery>
  
Стационарных мостов непосредственно через Северную Двину четыре: автомобильно-железнодорожный в [[Архангельск|Архангельске]]; автомобильный в [[Новодвинск|Новодвинске]] чуть выше по течению от [[Архангельск|Архангельска]]; два других - через 600 км в [[Котлас|Котласе]]: автомобильный, построенный в 2001 году, и железнодорожный, построенный в 1942 году.
 
 
'''Северо-Двинское речное пароходство''' начало свою деятельность в июне 1858 года, когда из [[Архангельск|Архангельска]] в [[Великий Устюг]] отправился в первый рейс пароход "Двина". Зимой 1899 года село Котласское (ныне город [[Котлас]]), расположенное в 600 км на юго-восток от Архангельска у начала Северной Двины - стало конечным пунктом открывшейся железной дороги [[Пермь]] - Вятка (ныне [[Киров]]) - Котлас. Здесь товары, в-основном, зерно, прибывшие по железной дороге, перегружались на баржи и пароходы и отправлялись по Северной Двине в Архангельск. К началу 20 века на Северной Двине работали суда 15 пароходств, крупнейшим из которых было Северное пароходное общество "Котласъ-Архангельскъ-Мурманъ", учреждённое в 1898 году. Первый грузовой пароход этого общества отправился с зерном из Котласа в Архангельск в 1899 году. Пароходы Общества возили и пассажиров. Одним из пасажирских пароходов, заложенных по заказу Общества в 1910 году на Сормовском заводе в [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]], стал двухпалубный колёсный пароход "Н.В.Гоголь".
 
 
 
==Пароход "Н.В.Гоголь"==
 
==Пароход "Н.В.Гоголь"==
Первоначально колёсный речной пароход, носящий имя "Н.В.Гоголь", был изготовлен Сормовским заводом в [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]] в 1911 году. Он был одним из большой серии пароходов, построенных для разных российских рек. В полуразобранном виде корабль был доставлен по [[Волга|Волге]], [[Шексна|Шексне]], [[Кубенское озеро|Кубенскому озеру]] и [[Сухона|Сухоне]] в [[Великий Устюг]], где был собран в Михайловских мастерских Северного пароходного общества. Двухпалубный пароход был сделан по последнему слову техники того времени. Паровая машина, работающая на дровах, могла развивать 350-500 лошадиных сил; плицы (лопасти) гребных колёс, благодаря эксцентриковому приводу, при заходе в воду для снижения сопротивления поворачивались вертикально, в воде разворачивались и гребли, а выходили из воды опять вертикально. На пароходе вырабатывался постоянный ток, имелся машинный телеграф и паровой штурвал. При испытаниях во время приёмки заказчиками загруженный чугунным баластом пароход развивал скорость "на спокойной воде до 20 верст в час". Пароход мог принять на борт около 700 пассажиров, в том числе, беременных, с детьми, и с домашней скотиной (коровами, свиньми), которая перевозилась на корме главной палубы под специальным навесом. Пассажиры размещались в трёх классах: на верхней палубе - каюты 1-2 классов, ниже - все остальные. К услугам пассажиров 1-2 класса был ресторан, ванные комнаты и библиотека. На главной палубе, кроме ехавших пассажиров, складировались березовые дрова, запас которых пополнялся на специальных стоянках, устроенных приблизительно через каждые 200 км. Пароход расходовал около 40 кубометров дров в сутки.  
+
[[Изображение:Ru gogol s dvina stvorny znak brin navolok 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Створный знак на Северной Двине и пароход "Н.В.Гоголь" в [[Брин-Наволок|Брин-Наволоке]]</small>]]
 +
 
 +
Первоначально колёсный речной пароход, носящий имя "Н.В.Гоголь", был изготовлен Сормовским заводом в [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]] в 1911 году. Он был одним из большой серии пароходов, построенных для разных российских рек. В полуразобранном виде корабль был доставлен по [[Волга|Волге]], [[Шексна|Шексне]], [[Кубенское озеро|Кубенскому озеру]] и [[Сухона|Сухоне]] в [[Великий Устюг]], где был собран в Михайловских мастерских Северного пароходного общества. Двухпалубный пароход был сделан по последнему слову техники того времени. Паровая машина, работающая на дровах, могла развивать 350-500 лошадиных сил; плицы (лопасти) гребных колёс, благодаря эксцентриковому приводу, при заходе в воду для снижения сопротивления поворачивались вертикально, в воде разворачивались и гребли, а выходили из воды опять вертикально. На пароходе вырабатывался постоянный ток, имелся машинный телеграф и паровой штурвал. При испытаниях во время приёмки заказчиками загруженный чугунным баластом пароход развивал скорость "на спокойной воде до 20 верст в час". Пароход мог принять на борт около 700 пассажиров, в том числе, беременных, с детьми, и с домашней скотиной (коровами, свиньми), которая перевозилась на корме главной палубы под специальным навесом. Разумеется, такое количество людей на пароходе одновременно не плавало - это расчетная цифра вместимости и грузоподъёмности на случай войны и массовой эвакуации. Пассажиры размещались в трёх классах: на верхней палубе - каюты 1-2 классов, ниже - все остальные. К услугам пассажиров 1-2 класса был ресторан, ванные комнаты и библиотека. На главной палубе, кроме ехавших пассажиров, складировались березовые дрова, запас которых пополнялся на специальных стоянках, устроенных приблизительно через каждые 200 км. Пароход расходовал около 40 кубометров дров в сутки.  
  
 
Первая навигация парохода началась в 1911 году на [[Сухона|Сухоне]] и, далее по Северной Двине, по маршруту "[[Вологда]] - [[Архангельск]]". По мере спада воды маршрут сокращался из Архангельска до [[Великий Устюг|Великого Устюга]], а затем и до [[Котлас|Котласа]]. Навигация продолжалась до начала октября. Вниз по течению расстояние от Вологды до Архангельска "Н.В.Гоголь" преодолевал за 82 часа (чуть более трёх суток), вверх по течению, в обратном направлении, - за 115 часов (около 5 суток).  
 
Первая навигация парохода началась в 1911 году на [[Сухона|Сухоне]] и, далее по Северной Двине, по маршруту "[[Вологда]] - [[Архангельск]]". По мере спада воды маршрут сокращался из Архангельска до [[Великий Устюг|Великого Устюга]], а затем и до [[Котлас|Котласа]]. Навигация продолжалась до начала октября. Вниз по течению расстояние от Вологды до Архангельска "Н.В.Гоголь" преодолевал за 82 часа (чуть более трёх суток), вверх по течению, в обратном направлении, - за 115 часов (около 5 суток).  
Строка 35: Строка 64:
 
В 1972 году Советская власть решила уничтожить пароход. Но его забрало себе [[Северодвинск|Северодвинское]] предприятие [http://www.star.ru/ "Звёздочка"], выпускающее подводные лодки. Взамен бывший "владелец" - Северное речное пароходство, получило 100 тонн металлолома, адекватное массе и цене судна. Пароход стал "плавучей базой отдыха" для сотрудников нового владельца.  
 
В 1972 году Советская власть решила уничтожить пароход. Но его забрало себе [[Северодвинск|Северодвинское]] предприятие [http://www.star.ru/ "Звёздочка"], выпускающее подводные лодки. Взамен бывший "владелец" - Северное речное пароходство, получило 100 тонн металлолома, адекватное массе и цене судна. Пароход стал "плавучей базой отдыха" для сотрудников нового владельца.  
  
[[Изображение:Ru gogol high deck cupe 2 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Двухместная каюта на верхней палубе парохода "Н.В.Гоголь"</small>]]
+
[[Изображение:Ru gogol high deck cupe 2 08.JPG|thumb|right|280px|<small>Двухместная каюта на прогулочной палубе парохода "Н.В.Гоголь"</small>]]
  
 
В 1996 году судно претерпело очередную реконструкцию и снаружи выглядит как древний пароход, а внутри - вполне современно. На пароходе имеются две пассажирские палубы - главная и прогулочная, а так же трюм и солнечная палуба. В трюме на носу парохода находятся несколько кают экипажа и бар для пассажиров; в середине - машинное отделение; на корме - цистерны с топливом. На носу главной палубы расположены две одноместных и несколько двухместных пассажирских кают увеличенной площади с одноярусными спальными местами и умывальниками, небольшой салон, туалеты и душевые кабины. Из носового пролёта главной палубы, где висят закладные доски, портрет Н.В.Гоголя и рында (колокол) парохода, одна из лестниц ведёт вниз в бар, другая лестница - наверх, на прогулочную палубу, а в корму идут два коридора, между которыми находятся вход в машинное отделение, обзорные окна машинного отделения, подсобные помещения и установлены два титана с кипяченой питьевой водой. Напротив машинного отделения вдоль наружных сторон коридоров расположены каюты и столовая экипажа, а так же сауна, расчитанная на 2-3-х человек. Коридоры заканчиваются кормовым пролётом, за которым по правому борту расположены каюты экипажа, по левому - кухня, а между ними ресторан для пассажиров.   
 
В 1996 году судно претерпело очередную реконструкцию и снаружи выглядит как древний пароход, а внутри - вполне современно. На пароходе имеются две пассажирские палубы - главная и прогулочная, а так же трюм и солнечная палуба. В трюме на носу парохода находятся несколько кают экипажа и бар для пассажиров; в середине - машинное отделение; на корме - цистерны с топливом. На носу главной палубы расположены две одноместных и несколько двухместных пассажирских кают увеличенной площади с одноярусными спальными местами и умывальниками, небольшой салон, туалеты и душевые кабины. Из носового пролёта главной палубы, где висят закладные доски, портрет Н.В.Гоголя и рында (колокол) парохода, одна из лестниц ведёт вниз в бар, другая лестница - наверх, на прогулочную палубу, а в корму идут два коридора, между которыми находятся вход в машинное отделение, обзорные окна машинного отделения, подсобные помещения и установлены два титана с кипяченой питьевой водой. Напротив машинного отделения вдоль наружных сторон коридоров расположены каюты и столовая экипажа, а так же сауна, расчитанная на 2-3-х человек. Коридоры заканчиваются кормовым пролётом, за которым по правому борту расположены каюты экипажа, по левому - кухня, а между ними ресторан для пассажиров.   
  
 
На носу прогулочной палубы находятся салон и четыре каюты-люкс, две из которых - небольшие двухкомнатные двухместные с собственным туалетом с душем, и две - одноместные, санузел которых расположен рядом с каютами и имеет отдельный запирающийся на ключ вход из общего коридора. В центре прогулочной палубы расположены лестница на главную палубу, каюты капитана, радиста, подсобные помещения и туалеты. Далее в корму ведёт коридор, по обеим сторонам которого находятся пассажирские каюты. Коридор заканчивается просторным кормовым салоном. В центральной и кормовой частях прогулочной палубы имеются две одноместные, несколько двухместных, одна трехместная и одна четырехместная каюты. Электрических розеток в каютах нет. Мобильные телефоны и ноутбуки можно заряжать в кормовом или носовом салонах. Одноместные каюты очень узкие и оборудованы умывальником, столиком у окна и вешалкой для одежды. Двухместные каюты оборудованы умывальником, двухъярусной кроватью, радио, шкафом для одежды, небольшим встроенным диванчиком с рундуком, застеклённой книжной полкой, столиком и стульями. Часть двухместных кают имеют два обзорных окна - они побольше, часть - поменьше и имеют одно обзорное окно. Это незначительно влияет на стоимость кают, но значительно - на комфорт. Трехместная и четырехместная каюты находятся в конце коридора у кормового салона и оборудованы аналогично двухместным.  
 
На носу прогулочной палубы находятся салон и четыре каюты-люкс, две из которых - небольшие двухкомнатные двухместные с собственным туалетом с душем, и две - одноместные, санузел которых расположен рядом с каютами и имеет отдельный запирающийся на ключ вход из общего коридора. В центре прогулочной палубы расположены лестница на главную палубу, каюты капитана, радиста, подсобные помещения и туалеты. Далее в корму ведёт коридор, по обеим сторонам которого находятся пассажирские каюты. Коридор заканчивается просторным кормовым салоном. В центральной и кормовой частях прогулочной палубы имеются две одноместные, несколько двухместных, одна трехместная и одна четырехместная каюты. Электрических розеток в каютах нет. Мобильные телефоны и ноутбуки можно заряжать в кормовом или носовом салонах. Одноместные каюты очень узкие и оборудованы умывальником, столиком у окна и вешалкой для одежды. Двухместные каюты оборудованы умывальником, двухъярусной кроватью, радио, шкафом для одежды, небольшим встроенным диванчиком с рундуком, застеклённой книжной полкой, столиком и стульями. Часть двухместных кают имеют два обзорных окна - они побольше, часть - поменьше и имеют одно обзорное окно. Это незначительно влияет на стоимость кают, но значительно - на комфорт. Трехместная и четырехместная каюты находятся в конце коридора у кормового салона и оборудованы аналогично двухместным.  
 +
 +
Всего на пароходе 30 пассажирских кают, способных принять 50-60 человек.
  
 
На самой верхней - солнечной палубе - расположена капитанская рубка.
 
На самой верхней - солнечной палубе - расположена капитанская рубка.
  
В настоящее время пароход имеет осадку 1,5 метра, длину - 70,7 метра, ширину - 14 метров. Труба парохода сделана съёмной. Скорость парохода в неподвижной воде - около 20 км/ч; против течения, в зависимости от его скорости, - 6-8 км/ч; а по течению может достигать 25-30 км/ч.
+
В настоящее время пароход имеет осадку 1,4 метра, длину - 71,58 метра, ширину - 14,22 метра. Труба парохода сделана съёмной. Скорость парохода в неподвижной воде - 18 км/ч; против течения, в зависимости от его скорости, - 6-8 км/ч; а по течению может быть более 25 км/ч. Современного навигационного оборудования на пароходе нет, поэтому в июне-июле, в период "белых ночей", пароход может плыть круглосуточно, а по их окончанию - только днём.
  
 
14 июля 1998 года Постановлением администрации [[Архангельская область|Архангельской области]] пароход "Н.В.Гоголь" признан памятником истории областного значения.  
 
14 июля 1998 года Постановлением администрации [[Архангельская область|Архангельской области]] пароход "Н.В.Гоголь" признан памятником истории областного значения.  
  
Ежегодно в июне на колесном пароходе "Н.В.Гоголь" совершаются два 8-ми дневных круиза из [[Архангельск|Архангельска]] в [[Котлас]] по маршруту [[Архангельск]] - [[Брин-Наволок]] - [[Верхняя Тойма]] - [[Красноборск]] - [[Котлас]] - [[Архангельск]], а в июле-августе - двух-трёхдневные круизы в [[Архангельск]] - [[Северодвинск]] - [[Брин-Наволок]] - [[Архангельск]].
+
Ежегодно в июне на колесном пароходе "Н.В.Гоголь" совершаются два 8-ми дневных круиза из [[Архангельск|Архангельска]] в [[Котлас]] по маршруту [[Архангельск]] - [[Брин-Наволок]] - [[Верхняя Тойма]] - [[Красноборск]] - [[Котлас]] - [[Архангельск]] длиной 1200 км в обе стороны, а в июле-августе - двух-трёхдневные круизы в [[Архангельск]] - [[Северодвинск]] - [[Брин-Наволок]] - [[Архангельск]].
  
 
Обычно на эти рейсы пароход фрахтует архангельская туристическая компания [http://pomor-tur.ru/ "Помор-Тур"].
 
Обычно на эти рейсы пароход фрахтует архангельская туристическая компания [http://pomor-tur.ru/ "Помор-Тур"].
Строка 99: Строка 130:
 
Изображение:Ru gogol mashinnoe otdelenie instrumenty 08.JPG|<small>Инструменты в машинном отделении парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru gogol mashinnoe otdelenie instrumenty 08.JPG|<small>Инструменты в машинном отделении парохода "Н.В.Гоголь"</small>
  
Изображение:Ru gogol high deck 08.JPG|<small>Верхняя палуба парохода "Н.В.Гоголь"</small>
+
Изображение:Ru gogol high deck 08.JPG|<small>Прогулочная палуба парохода "Н.В.Гоголь"</small>
Изображение:Ru gogol high deck 1 08.JPG|<small>Верхняя палуба парохода "Н.В.Гоголь"</small>
+
Изображение:Ru gogol high deck 1 08.JPG|<small>Прогулочная палуба парохода "Н.В.Гоголь"</small>
Изображение:Ru gogol high deck lestnica sun deck 08.JPG|<small>Верхняя палуба парохода "Н.В.Гоголь" и лестница на солнечную палубу</small>
+
Изображение:Ru gogol high deck lestnica sun deck 08.JPG|<small>Прогулочная палуба парохода "Н.В.Гоголь" и лестница на солнечную палубу</small>
 
Изображение:Ru gogol glavnaja deck lestnica trum 08.JPG|<small>Лестница с главной палубы в трюм парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru gogol glavnaja deck lestnica trum 08.JPG|<small>Лестница с главной палубы в трюм парохода "Н.В.Гоголь"</small>
  
Изображение:Ru gogol high deck nos salon 08.JPG|<small>Носовой салон верхней палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
+
Изображение:Ru gogol high deck nos salon 08.JPG|<small>Носовой салон прогулочной палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
Изображение:Ru gogol high deck lestnica 08.JPG|<small>Носовой пролет верхней палубы парохода "Н.В.Гоголь" и лестница на главную палубу</small>
+
Изображение:Ru gogol high deck lestnica 08.JPG|<small>Носовой пролет прогулочной палубы парохода "Н.В.Гоголь" и лестница на главную палубу</small>
Изображение:Ru gogol high deck korma salon koridor 08.JPG|<small>Салон и коридор в корме верхней палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
+
Изображение:Ru gogol high deck korma salon koridor 08.JPG|<small>Салон и коридор в корме прогулочной палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
Изображение:Ru gogol high deck korma salon 08.JPG|<small>Салон в корме верхней палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
+
Изображение:Ru gogol high deck korma salon 08.JPG|<small>Салон в корме прогулочной палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 +
 
 +
Изображение:Ru gogol high deck koridor 08.JPG|<small>Коридор на прогулочной палубе парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 +
Изображение:Ru gogol high deck cupe 2 08.JPG|<small>Двухместная каюта на прогулочной палубе парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 +
Изображение:Ru gogol promenad deck 08.JPG|<small>Корма прогулочной палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 +
Изображение:Ru gogol promenad deck 1 08.JPG|<small>Корма прогулочной палубы парохода "Н.В.Гоголь"</small>
  
Изображение:Ru gogol high deck koridor 08.JPG|<small>Коридор на верхней палубе парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru gogol high deck cupe 2 08.JPG|<small>Двухместная каюта на верхней палубе парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 
 
Изображение:Ru gogol mebel 08.JPG|<small>Мебель из беломорской сосны на пароходе "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru gogol mebel 08.JPG|<small>Мебель из беломорской сосны на пароходе "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru gogol map 08.JPG|<small>План палуб парохода "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru gogol map 08.JPG|<small>План палуб парохода "Н.В.Гоголь"</small>
Строка 117: Строка 151:
  
 
==[[Архангельск]]==
 
==[[Архангельск]]==
 +
'''Архангельск''' - областной центр на севере европейской части [[Россия|России]], расположенный в 1260 км к северу от [[Москва|Москвы]], на берегах реки Северной Двины в 40 км от её впадения в [[Белое море]]. [[Архангельск|Читать далее...]]
 +
 
<gallery>
 
<gallery>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk lenin square panoram 08.JPG|<small>Панорама площади Ленина и Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk panoram north 08.JPG|<small>Панорама центра Архангельска и Северной Двины на север</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk panoram sud 08.JPG|<small>Панорама Архангельска и Северной Двины на юг</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk panoram s s dvina 08.JPG|<small>Панорама центра Архангельска с Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk panorama s dvina boat moscow 08.JPG|<small>Панорама центра Архангельска с Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk nab s dviny view iz solombaly 08.JPG|<small>Вид из Соломбалы на реку Кузнечиху - рукав Северной Двины и Набережную Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk bridge kuzne4evsky kuzne4iha river view 08.JPG|<small>Вид на Кузнечевский мост через реку Кузнечиху - рукав Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk solombala boat old inostrannaya gavan 08.JPG|<small>Гидрографические теплоходы "Сергей Кравков" и "Павел Башмаков" на Северной Двине у причала в Соломбале</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk ploty s lesom kuzne4iha river solombalsky ldk 08.JPG|<small>Плоты с лесом на реке Кузнечихе - рукаве Северной Двины, у Соломбальского ЛДК. Справа - Архангельская ТЭЦ</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk kuzne4iha river zavod strojdetal 08.JPG|<small>Завод "Стройдеталь" на реке Кузнечихе - рукаве Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk kuzne4iha river s dvina moseev island 08.JPG|<small>Мосеев остров у реки Кузнечихи - рукава Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk nab s dvina shuna zapad 08.JPG|<small>Шхуна "Запад" на берегу Северной Двины у Северного морского музея</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk nab s dvina shuna zapad 1 08.JPG|<small>Шхуна "Запад" на берегу Северной Двины у Северного морского музея</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk nab s dvina river sea port 08.JPG|<small>Архангельский Морской-речной вокзал на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk nab s dvina dikson 08.JPG|<small>Ледокол "Диксон" у причала Морского-речного вокзала на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk boat kommunar ferry 08.JPG|<small>Теплоход "Коммунар" - самый старый пассажирский паром на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk boat arkhangelskij 08.JPG|<small>Теплоход "Архангельский" на Северной Двине</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk bridge severodvinsky view 08.JPG|<small>Северодвинский мост через Северную Двину</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk bridge severodvinsky 08.JPG|<small>Подъёмная часть Северодвинского моста через Северную Двину</small>
  
|<small></small>
+
Изображение:Ru arkhangelsk bridge krasnoflotsky 08.JPG|<small>Краснофлотский мост через Северную Двину</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk church asd 08.JPG|<small>Церковь Адвентистов Седьмого Дня</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk nab s dvina old holodilnik 08.JPG|<small>Старый портовой холодильник на берегу Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk s dvina zavody faktorija rajon 08.JPG|<small>Лесопильные заводы на Северной Двины в Архангельском районе Фактория</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk s dvina zavody faktorija rajon 2 08.JPG|<small>Лесопильные заводы на Северной Двины в Архангельском районе Фактория</small>
 +
Изображение:Ru arkhangelsk s dvina zavody faktorija rajon 1 08.JPG|<small>Лесопильные заводы на Северной Двины в Архангельском районе Фактория</small>
 +
 
 +
</gallery>
 +
 
 +
==От Архангельска до Брин-Наволока==
 +
 
 +
<gallery>
 +
Изображение:Ru arch region novodvinsk s dvina view 08.JPG|<small>Вид на Новодвинск с Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru s dvina villadge u v te4enii 08.JPG|<small>Деревня на берегу Северной Двины в Холмогорском районе</small>
 +
Изображение:Ru s dvina 1 holmogorsky region 08.JPG|<small>Северная Двина в Холмогорском районе</small>
 +
Изображение:Ru s dvina 6 08.JPG|<small>Деревня на берегу Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru s dvina 7 08.JPG|<small>Мачты линии электропередачи на берегах Северной Двины</small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>
Строка 130: Строка 201:
 
Изображение:Ru brin navolok dvina moscow boat 08.JPG|<small>"Москва-35" на Северной Двине у [[Брин-Наволок|Брин-Наволока]]</small>
 
Изображение:Ru brin navolok dvina moscow boat 08.JPG|<small>"Москва-35" на Северной Двине у [[Брин-Наволок|Брин-Наволока]]</small>
 
Изображение:Ru brin navolok dvina 08.JPG|<small>Пароход "Гоголь" на Северной Двине у [[Брин-Наволок|Брин-Наволока]], 2008 год</small>
 
Изображение:Ru brin navolok dvina 08.JPG|<small>Пароход "Гоголь" на Северной Двине у [[Брин-Наволок|Брин-Наволока]], 2008 год</small>
 +
</gallery>
 +
 +
==От [[Брин-Наволок|Брин-Наволока]] до [[Верхняя Тойма|Верхней Тоймы]]==
 +
<gallery>
 +
 +
Изображение:Ru s dvina 2 170 km 08.JPG|<small>Километровая табличка 170-го километра на берегу Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru s dvina 3 08.JPG|<small>Деревня на берегу Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arch region vinogradovsky reg selco church ilii proroka bell turn 08.JPG|<small>Церковь Ильи Пророка с колокольней в Сельце Виноградовского района</small>
 +
Изображение:Ru s dvina selco n tojma villadge 08.JPG|<small>Деревня на берегу Северной Двины в Верхнетоемском районе</small>
 +
Изображение:Ru arch region n tojma church carstvennyh strastoterpcev 08.JPG|<small>Церковь Царственных страстотерпцев (Всех святых Царских великомученников) на берегу Северной Двины в Нижней Тойме</small>
 +
Изображение:Ru arch region n tojma church znamenskaja 08.JPG|<small>Знаменская церковь на берегу Северной Двины в Нижней Тойме Верхнетоемского района</small>
 +
Изображение:Ru s dvina n tojma v tojma 1 bereg 08.JPG|<small>Северная Двина в Верхнетоемском районе</small>
 +
Изображение:Ru s dvina n tojma v tojma 3 villadge 08.JPG|<small>Деревня на берегу Северной Двины в Верхнетоемском районе</small>
 +
Изображение:Ru s dvina n tojma v tojma 2 bereg 425 km 08.JPG|<small>425 километр Северной Двины в Верхнетоемском районе</small>
 +
Изображение:Ru s dvina alebastr bereg 08.JPG|<small>Алебастровые берега Северной Двины</small>
 +
 
</gallery>
 
</gallery>
  
Строка 147: Строка 234:
 
Изображение:Ru arch region v tojma pogruzka lesa 08.JPG|<small>Погрузка леса на баржи на Северной Двине в [[Верхняя Тойма|Верхней Тойме]]</small>
 
Изображение:Ru arch region v tojma pogruzka lesa 08.JPG|<small>Погрузка леса на баржи на Северной Двине в [[Верхняя Тойма|Верхней Тойме]]</small>
 
Изображение:Ru arch region v tojma parom lesovoz 08.JPG|<small>Лесовоз у парома через Северную Двину в [[Верхняя Тойма|Верхней Тойме]]</small>
 
Изображение:Ru arch region v tojma parom lesovoz 08.JPG|<small>Лесовоз у парома через Северную Двину в [[Верхняя Тойма|Верхней Тойме]]</small>
 +
 +
</gallery>
 +
 +
==От Верхней Тоймы до Красноборска==
 +
<gallery>
 +
Изображение:Ru s dvina v tojma kotlas 1 520 km 08.JPG|<small>520 километр Северной Двины</small>
 +
Изображение:Ru arch region krasnoborsky reg permogorje churche georgy pobedonosec dmitry solunsky 08.JPG|<small>Церкви Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского на берегу Северной Двины в Пермогорье [[Красноборск|Красноборского]] района</small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>
Строка 160: Строка 254:
 
Изображение:Ru krasnoborsk ferry sp 14 gogol 08.JPG|<small>Паром "СП-14" на Северной Двине [[Красноборск|у Красноборска]] пришвартовался к пароходу "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru krasnoborsk ferry sp 14 gogol 08.JPG|<small>Паром "СП-14" на Северной Двине [[Красноборск|у Красноборска]] пришвартовался к пароходу "Н.В.Гоголь"</small>
 
Изображение:Ru krasnoborsk s dvina ferry 08.JPG|<small>Паром на Северной Двине у [[Красноборск|Красноборска]]</small>
 
Изображение:Ru krasnoborsk s dvina ferry 08.JPG|<small>Паром на Северной Двине у [[Красноборск|Красноборска]]</small>
 +
 +
</gallery>
 +
 +
==От Красноборска до Котласа==
 +
<gallery>
 +
Изображение:Ru arch region kotlas reg church 08.JPG|<small>Церковь на берегу Северной Двины недалеко от Котласа</small>
 +
Изображение:Ru kotlas vpadenie vy4egda dvina 08.JPG|<small>Впадение [[Вычегда|Вычегды]] в Северную Двину у [[Котлас|Котласа]]
 +
Изображение:Ru s dvina 08.JPG|<small>Северная Двина недалеко от впадения в неё [[Вычегда|Вычегды]] рядом с [[Котлас|Котласом]]</small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>
Строка 172: Строка 274:
 
Изображение:Ru kotlas limendsky ssrz 08.JPG|<small>Лимендский судостроительно-судоремонтный завод в [[Котлас|Котласе]] на притоке Северной Двины - реке Лименде</small>
 
Изображение:Ru kotlas limendsky ssrz 08.JPG|<small>Лимендский судостроительно-судоремонтный завод в [[Котлас|Котласе]] на притоке Северной Двины - реке Лименде</small>
 
Изображение:Ru kotlas bridge 08.JPG|<small>Мосты через Северную Двину в [[Котлас|Котласе]]</small>
 
Изображение:Ru kotlas bridge 08.JPG|<small>Мосты через Северную Двину в [[Котлас|Котласе]]</small>
Изображение:Ru kotlas vpadenie vy4egda dvina 08.JPG|<small>Впадение [[Вычегда|Вычегды]] в Северную Двину у [[Котлас|Котласа]]</small>
+
</small>
  
 
</gallery>
 
</gallery>
 +
 +
==От Котласа до Красавина==
 +
 +
<gallery>
 +
 +
</gallery>
 +
 +
==[[Красавино]]==
 +
 +
'''Красавино''' - город в [[Великий Устюг|Великоустюгском]] районе на крайнем северо-востоке [[Вологодская область|Вологодской области]] [[Россия|России]], расположенный на левом берегу Северной Двины (Малая Северная Двина), между [[Великий Устюг|Великим Устюгом]] (25 километров) и находящимся в [[Архангельская область|Архангельской области]] [[Котлас|Котласом]] (35 километров), в 475 км по шоссе к северо-востоку от [[Вологда|Вологды]]. [[Красавино|Читать далее...]]
 +
 +
==От Красавина до Великого Устюга==
 +
 +
<gallery>
 +
 +
</gallery>
 +
 +
==[[Великий Устюг]]==
 +
 +
'''Великий Устюг''' - районный центр на северо-востоке [[Вологодская область|Вологодской области]] [[Россия|России]], расположенный на левом берегу реки [[Сухона|Сухоны]] у слияния её с рекой Юг и образования Северной Двины, в 460 км по автодороге к северо-востоку от [[Вологда|Вологды]] и в 920 км от [[Москва|Москвы]]. [[Великий Устюг|Читать далее...]]
 +
 +
==Рассказы о поездках==
 +
#Ольга Пухлякова. [[Круиз на "Гоголе" по Северной Двине]], 2008 год.

Текущая версия на 18:27, 5 сентября 2011

Содержание

 [убрать

[править] О Северной Двине

Северная Двина недалеко от впадения в неё Вычегды рядом с Котласом

Северная Двина - река длиною около 750 км, протекающая на севере Европейской части России через всю Архангельскую область с юго-востока на северо-запад.

Северная Двина не имеет истока: она образуется при слиянии реки Сухоны и реки Юг у Великого Устюга в Вологодской области. На протяжении около 60 км течёт на север, в Архангельскую область к Котласу, где сливается с Вычегдой. На этом отрезке реку иногда называют "Малой Северной Двиной".

На всём протяжении Северная Двина имеет множество рукавов и островов, в неё впадают ручьи и реки: Уфтюга, Верхняя и Нижняя Тоймы, Вага, Емца и другие. На севере недалеко от Архангельска справа в Северную Двину впадает река Пинега, которая соединена несудоходным ныне каналом с рекой Кулой, впадающей северо-восточнее в Мезенскую губу Белого моря. В Архангельске образуется дельта Северной Двины, имеющая три крупных рукава: Корабельный, Мурманский и Никольский, впадающие в Двинскую губу Белого моря. У впадения Никольского рукава расположен город Северодвинск.

Каждые пять километров на берегах Северной Двины установлены километровые таблички.

Через реку Сухону и Кубенское озеро, посредством каналов со шлюзами - Северо-Двинской водной системой - Северная Двина соединена с Волго-Балтийским водным путём.

Слияние Сухоны и Юга в Северную Двину у Великого Устюга

Северная Двина на всём протяжении судоходна, однако, с конца июня-начала июля заметно мелеет, что делает её, при отсутствии дноуглубительных работ, труднопроходимой для судов с большой, более 1 метра, осадкой. В настоящее время круизы по Северной Двине от Архангельска до Котласа и обратно, а так же из Архангельска в Северодвинск, осуществляет лишь один туристический корабль - пароход "Н.В.Гоголь". Транспортные пассажирские линии обслуживаются скоростными теплоходами "Заря", принадлежащими "Северному речному пароходству", которые перевозят пассажиров по маршрутам из Архангельска в Верхнюю Тойму и из Котласа по Северной Двине и Вычегде в Сольвычегодск, Коряжму и далее километров на 100 выше по течению.

Стационарных мостов, соединяющих правый и левый берега Северной Двины, четыре: Северодвинский автомобильно-железнодорожный и, чуть выше по течению, автомобильный Краснофлотский мосты в Архангельске; два других - через 600 км в Котласе: автомобильный и железнодорожный.

Подъёмная часть Северодвинского моста через Северную Двину в Архангельске

Северодвинский "старый" мост через Северную Двину, начатый строительством в 1958 году и вступивший в эксплуатацию в декабре 1964 года, был первым мостом, связавшим правый и левый берега реки. В то время являлся крупнейшим в Европе. Совмещённый железнодорожно-автомобильный мост длиной 800 метров имеет пять пролетов. Центральный пролет моста шириной 70 метров между опорами 3-4 подъёмный.

Краснофлотский "новый" мост, построенный в 1990 году, - автомобильный, длиной около 3 км, расположен между Архангельском и Новодвинском и проходит через остров Краснофлотский. Один из пролетов у левого берега реки - подъёмный.

В Котласе через Северную Двину перекинуты два моста: железнодорожный, открытый летом 1942 года, и автомобильный, введённый в эксплуатацию осенью 2001 года.

Северо-Двинское речное пароходство начало свою деятельность в июне 1858 года, когда из Архангельска в Великий Устюг отправился в первый рейс пароход "Двина". Зимой 1899 года село Котласское (ныне город Котлас), расположенное в 600 км на юго-восток от Архангельска у начала Северной Двины - стало конечным пунктом открывшейся железной дороги Пермь - Вятка (ныне Киров) - Котлас. Здесь товары, в-основном, зерно, прибывшие по железной дороге, перегружались на баржи и пароходы и отправлялись по Северной Двине в Архангельск. К началу 20 века на Северной Двине работали суда 15 пароходств, крупнейшим из которых было Северное пароходное общество "Котласъ-Архангельскъ-Мурманъ", учреждённое в 1898 году. Первый грузовой пароход этого общества отправился с зерном из Котласа в Архангельск в 1899 году. Пароходы Общества возили и пассажиров. Одним из пасажирских пароходов, заложенных по заказу Общества в 1910 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде, стал двухпалубный колёсный пароход "Н.В.Гоголь".

[править] Пароход "Н.В.Гоголь"

Створный знак на Северной Двине и пароход "Н.В.Гоголь" в Брин-Наволоке

Первоначально колёсный речной пароход, носящий имя "Н.В.Гоголь", был изготовлен Сормовским заводом в Нижнем Новгороде в 1911 году. Он был одним из большой серии пароходов, построенных для разных российских рек. В полуразобранном виде корабль был доставлен по Волге, Шексне, Кубенскому озеру и Сухоне в Великий Устюг, где был собран в Михайловских мастерских Северного пароходного общества. Двухпалубный пароход был сделан по последнему слову техники того времени. Паровая машина, работающая на дровах, могла развивать 350-500 лошадиных сил; плицы (лопасти) гребных колёс, благодаря эксцентриковому приводу, при заходе в воду для снижения сопротивления поворачивались вертикально, в воде разворачивались и гребли, а выходили из воды опять вертикально. На пароходе вырабатывался постоянный ток, имелся машинный телеграф и паровой штурвал. При испытаниях во время приёмки заказчиками загруженный чугунным баластом пароход развивал скорость "на спокойной воде до 20 верст в час". Пароход мог принять на борт около 700 пассажиров, в том числе, беременных, с детьми, и с домашней скотиной (коровами, свиньми), которая перевозилась на корме главной палубы под специальным навесом. Разумеется, такое количество людей на пароходе одновременно не плавало - это расчетная цифра вместимости и грузоподъёмности на случай войны и массовой эвакуации. Пассажиры размещались в трёх классах: на верхней палубе - каюты 1-2 классов, ниже - все остальные. К услугам пассажиров 1-2 класса был ресторан, ванные комнаты и библиотека. На главной палубе, кроме ехавших пассажиров, складировались березовые дрова, запас которых пополнялся на специальных стоянках, устроенных приблизительно через каждые 200 км. Пароход расходовал около 40 кубометров дров в сутки.

Первая навигация парохода началась в 1911 году на Сухоне и, далее по Северной Двине, по маршруту "Вологда - Архангельск". По мере спада воды маршрут сокращался из Архангельска до Великого Устюга, а затем и до Котласа. Навигация продолжалась до начала октября. Вниз по течению расстояние от Вологды до Архангельска "Н.В.Гоголь" преодолевал за 82 часа (чуть более трёх суток), вверх по течению, в обратном направлении, - за 115 часов (около 5 суток).

В 1918 году, после Революции 1917 года, пароход "Н.В.Гоголь", в числе прочих 67 грузо-пассажирских и около восьмисот остальных плавсредств, был украден Советской властью у прежних владельцев и участвовал в Гражданской войне против "Интервентов". Пароход использовался как плавучий госпиталь, и даже перевозил в Котлас гроб одного из большевиков, Павлина Виноградова, имя которого до сих пор носит одна из улиц этого города. В 1919 году пароход в районе Верхней Тоймы сел на мель, пробил днище и зимовал, закованный во льдах. Он был огорожен бревенчатой дамбой, дабы весной избежать повреждений во время ледохода. В 1929 году в трюме парохода загорелись галоши, загруженные в Котласе. Пароход выбросился на мель и пожар быстро потушили.

До 1936 года пароход ходил из Архангельска в Вологду. После - только до Великого Устюга. Сокращение маршрута объяснялось спадом воды в Сухоне.

С осени 1939 года по июль 1941 года пароход был полностью перестроен. У него заменили корпус (дно) и надстройку (палубы), удлинив пароход на 7 метров. Закладная доска, сохранившаяся до настоящего времени на главной палубе парохода, гласит, что "Н.В.Гоголь" построен в 1941 году. Таким образом, после выхода из ремонта, от старого парохода остались только закладная доска, рында (корабельный колокол), паровая машина, некоторые органы управления и части конструкций главной палубы. Эксплуатация парохода после возрождения началась 2 августа 1941 года. В начале 1950-х годов паровые котлы парохода были переведены на мазут, и до следующей реконструкции в 1958-59 годах "Н.В.Гоголь" спокойно совершал навигации.

В 1972 году Советская власть решила уничтожить пароход. Но его забрало себе Северодвинское предприятие "Звёздочка", выпускающее подводные лодки. Взамен бывший "владелец" - Северное речное пароходство, получило 100 тонн металлолома, адекватное массе и цене судна. Пароход стал "плавучей базой отдыха" для сотрудников нового владельца.

Двухместная каюта на прогулочной палубе парохода "Н.В.Гоголь"

В 1996 году судно претерпело очередную реконструкцию и снаружи выглядит как древний пароход, а внутри - вполне современно. На пароходе имеются две пассажирские палубы - главная и прогулочная, а так же трюм и солнечная палуба. В трюме на носу парохода находятся несколько кают экипажа и бар для пассажиров; в середине - машинное отделение; на корме - цистерны с топливом. На носу главной палубы расположены две одноместных и несколько двухместных пассажирских кают увеличенной площади с одноярусными спальными местами и умывальниками, небольшой салон, туалеты и душевые кабины. Из носового пролёта главной палубы, где висят закладные доски, портрет Н.В.Гоголя и рында (колокол) парохода, одна из лестниц ведёт вниз в бар, другая лестница - наверх, на прогулочную палубу, а в корму идут два коридора, между которыми находятся вход в машинное отделение, обзорные окна машинного отделения, подсобные помещения и установлены два титана с кипяченой питьевой водой. Напротив машинного отделения вдоль наружных сторон коридоров расположены каюты и столовая экипажа, а так же сауна, расчитанная на 2-3-х человек. Коридоры заканчиваются кормовым пролётом, за которым по правому борту расположены каюты экипажа, по левому - кухня, а между ними ресторан для пассажиров.

На носу прогулочной палубы находятся салон и четыре каюты-люкс, две из которых - небольшие двухкомнатные двухместные с собственным туалетом с душем, и две - одноместные, санузел которых расположен рядом с каютами и имеет отдельный запирающийся на ключ вход из общего коридора. В центре прогулочной палубы расположены лестница на главную палубу, каюты капитана, радиста, подсобные помещения и туалеты. Далее в корму ведёт коридор, по обеим сторонам которого находятся пассажирские каюты. Коридор заканчивается просторным кормовым салоном. В центральной и кормовой частях прогулочной палубы имеются две одноместные, несколько двухместных, одна трехместная и одна четырехместная каюты. Электрических розеток в каютах нет. Мобильные телефоны и ноутбуки можно заряжать в кормовом или носовом салонах. Одноместные каюты очень узкие и оборудованы умывальником, столиком у окна и вешалкой для одежды. Двухместные каюты оборудованы умывальником, двухъярусной кроватью, радио, шкафом для одежды, небольшим встроенным диванчиком с рундуком, застеклённой книжной полкой, столиком и стульями. Часть двухместных кают имеют два обзорных окна - они побольше, часть - поменьше и имеют одно обзорное окно. Это незначительно влияет на стоимость кают, но значительно - на комфорт. Трехместная и четырехместная каюты находятся в конце коридора у кормового салона и оборудованы аналогично двухместным.

Всего на пароходе 30 пассажирских кают, способных принять 50-60 человек.

На самой верхней - солнечной палубе - расположена капитанская рубка.

В настоящее время пароход имеет осадку 1,4 метра, длину - 71,58 метра, ширину - 14,22 метра. Труба парохода сделана съёмной. Скорость парохода в неподвижной воде - 18 км/ч; против течения, в зависимости от его скорости, - 6-8 км/ч; а по течению может быть более 25 км/ч. Современного навигационного оборудования на пароходе нет, поэтому в июне-июле, в период "белых ночей", пароход может плыть круглосуточно, а по их окончанию - только днём.

14 июля 1998 года Постановлением администрации Архангельской области пароход "Н.В.Гоголь" признан памятником истории областного значения.

Ежегодно в июне на колесном пароходе "Н.В.Гоголь" совершаются два 8-ми дневных круиза из Архангельска в Котлас по маршруту Архангельск - Брин-Наволок - Верхняя Тойма - Красноборск - Котлас - Архангельск длиной 1200 км в обе стороны, а в июле-августе - двух-трёхдневные круизы в Архангельск - Северодвинск - Брин-Наволок - Архангельск.

Обычно на эти рейсы пароход фрахтует архангельская туристическая компания "Помор-Тур".

При покупке путёвки в круиз по маршруту Архангельск - Котлас - Архангельск предпочтение следует отдавать каютам, расположенным по правому борту парохода: пароход всегда швартуется носом против течения, и в Котласе, где предстоит провести две ночи, каюты левого борта окажутся на стороне Речного вокзала, в кафе которого допоздна играет музыка, а местная молодежь распивает спиртные напитки на причале.

[править] Архангельск

Архангельск - областной центр на севере европейской части России, расположенный в 1260 км к северу от Москвы, на берегах реки Северной Двины в 40 км от её впадения в Белое море. Читать далее...

[править] От Архангельска до Брин-Наволока

[править] Брин-Наволок

Брин-Наволок - поселок в Холмогорском районе на севере Архангельской области России, административный центр Ракульского сельского поселения, расположенный в 130 км к юго-востоку от Архангельска на левом берегу Северной Двины. В 35 км от Брин-Наволока находится Антониев-Сийский монастырь [1]. Читать далее...

[править] От Брин-Наволока до Верхней Тоймы

[править] Верхняя Тойма

Верхняя Тойма - село, райцентр на юге Архангельской области России, расположенный на правом берегу Северной Двины при впадении в нее реки Верхняя Тойма, в 160 км к северо-западу от Котласа и в 457 км к юго-востоку от Архангельска. Читать далее...

[править] От Верхней Тоймы до Красноборска

[править] Красноборск

Красноборск - районный центр на юго-востоке Архангельской области на высоком левом берегу реки Северной Двины, в 530 км к юго-востоку от Архангельска и в 45 км к северо-западу от Котласа. Читать далее...

[править] От Красноборска до Котласа

[править] Котлас

Котлас - районный центр на юге Архангельской области России, расположенный в 570 км к юго-востоку от Архангельска и в 980 км к северо-востоку от Москвы на правом берегу Северной Двины у впадения реки Лименды в Вычегду, а Вычегды в Северную Двину. Читать далее...

[править] От Котласа до Красавина

[править] Красавино

Красавино - город в Великоустюгском районе на крайнем северо-востоке Вологодской области России, расположенный на левом берегу Северной Двины (Малая Северная Двина), между Великим Устюгом (25 километров) и находящимся в Архангельской области Котласом (35 километров), в 475 км по шоссе к северо-востоку от Вологды. Читать далее...

[править] От Красавина до Великого Устюга

[править] Великий Устюг

Великий Устюг - районный центр на северо-востоке Вологодской области России, расположенный на левом берегу реки Сухоны у слияния её с рекой Юг и образования Северной Двины, в 460 км по автодороге к северо-востоку от Вологды и в 920 км от Москвы. Читать далее...

[править] Рассказы о поездках

  1. Ольга Пухлякова. Круиз на "Гоголе" по Северной Двине, 2008 год.
Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Google AdSense
Инструменты